Лирические песни Духовщинского района Смоленской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский
Лирические песни являются одним из доминирующих жанров в песенной традиции Духовщинского района. Большая их часть принадлежит к раннему историко-стилевому пласту.
В поэтических текстах песен раскрываются эмоциональные состояния и душевные переживания человека. Среди сюжетов есть и балладные. В напевах лирических песен сочетаются возгласно-кличевые и повествовательные интонации, важную роль играют выразительные распевы. Песни имеют традиционную приуроченность к календарным периодам (летние, зимние) и отдельным праздникам (Масленице, Духову дню, престольным праздникам), осенне-зимним посиделкам, проводам в армию.
Записи песен в исполнении замечательных певиц и слаженных ансамблей из Духовщинского района демонстрируют особенности местной исполнительской традиции: характерный тембр и особые исполнительские приёмы.

Лирические песни, зафиксированные повсеместно на территории Духовщинского района, являются одним из доминирующих жанров местной песенной традиции.

Наиболее обширной и показательной для традиции является группа песен, определяемых исполнителями как летние или сенокосные («Сею-вею своё горе», «Нам пора, братцы, домой идить», «Соловей мой, соловей» и другие). Звучание летних песен народные певцы описывают как мощное, громкое, с ним связана характеристика «кричать на всю голову», т. е. петь громко, в высоком (головном) регистре. Как правило, песни пели женщины, большой группой, во время движения — по дороге в поле на сенокос или жатву, и особенно — вечером по пути с поля домой, тогда песня становилась ещё и своеобразным сигналом об окончании работы. Наряду с коллективной традиционной была и индивидуальная форма исполнения: пели в поле «для себя», высказывая личные переживания, нередко чередуя пение с причитаниями.

В некоторых случаях лирические песни были приурочены к определённым календарным праздникам: Масленице («На проходе все весёлые наши деньки»), Духову дню.

В зимний период звучали зимние, филипповские (исполнявшиеся во время Филипповского поста), беседные, застольные песни. Они исполнялись в престольные праздники, когда в гости приезжали родственники из разных деревень, за столом пели и мужчины, и женщины. В Духовщинском районе такое застолье называлось беседой. Часто песням соответствуют народные термины, в которых используется название того или иного праздника, к которому была приурочена песня — например, покровская «Ходили девки по зелёным лугам». Зимние, филипповские песни (например, «Ты зима моя») звучали также на осенне-зимних посиделках, когда девушки собирались прясть.

Проводы в армию традиционно сопровождались исполнением песен с соответствующим содержанием («Как у лесе-лесе дорожка лежала», «Зеленися, зелёный дубочек»).

Лирическая песня могла звучать и во время укачивания ребёнка («Три сестрички пошли в бруснички»).

Для поэтических текстов доминирующей оказывается тематика, направленная на раскрытие эмоциональных состояний горя, тоски, печали. Центральными становятся мотивы несчастливой доли, слёз, что отражается в традиционной лексике («горе-печаль», «скука», «зазнобушка»). Как правило, в текстах описаны житейские ситуации, явившиеся причиной личных переживаний: горькая доля в замужестве, потеря «воли», жизнь в чужой «несогласной» семье, неверность мужа или его пьянство; женитьба «не по нраву»; смерть родных. Широко представлены сюжеты лирических песен, в которых находят воплощение любовные переживания молодца/девицы, связанные с разлукой или изменой. Значительная часть текстов имеет балладные сюжеты, среди которых широко известные: «дочь-пташка» («Стороною дождь идет, а низом туман»), «братья-разбойники убивают неузнанных зятя и племянника» («Жила-была в Москве вдова»), «жена мужа зарезала» («Ты зима моя»); а также более редкие, но в то же время характерные для местной традиции: «молодец отправляется за венком и тонет» («Ходили девки по зелёным лугам»), «братья хотят жениться на неузнанных матери и сестре» («Ой, ты вдовка-удова, победная голова»).

Основной корпус напевов лирических песен Духовщинского района относится к раннему историко-стилевому пласту. В песнях, приуроченных к летнему периоду, проявляется кличевая природа интонирования. Для песен зимнего периода более характерен повествовательный тип интонирования. Важная роль принадлежит и выразительному распеву. В напевах прослеживаются общие закономерности мелодического развития, проявляющиеся в сходстве попевок, выполняющих одинаковые функции в напеве (начальные, серединные, кадансовые попевки). Некоторые напевы могут исполняться с разными текстами.

По отношению к летним песням, звучавшим на открытом пространстве, употребляется народный термин голоснáя песня. Исполнение лирических песен характеризуется мощной подачей звука, что находит отражение в народной терминологии: яркий голос. Тембр связан с особой позиционной окраской  (гласные «о» и «а» звучат в позиции «э»). В конце строфы, на последнем протяжённом тоне часто происходит замена гласной на «э» (наиболее распространён дифтонг «а-э»).

При пении лирических песен используется приём акцентирования отдельных звуков напева (marcato), в народной традиции определяемый термином гéйканье. Чаще всего этот приём используется в зоне распева, в некоторых случаях сопровождается йотированием основной гласной. В окончаниях строф может использоваться общераспространённый в западнорусских традициях приём гукáния (переброс звука в высокий регистр). Также пение могло сопровождаться краткими возгласами «Их! Их!» («И! И!») в высоком регистре. 



Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Лирическая песня «Чем ты, жена, больна-нездорова» в исполнении Е.Ф. Спиридоновой и П.Т. Еремченковой из д. Гридино Духовщинского р-на Смоленской обл.
00:00
Содержание

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна