Творческое наследие рожечника Сергея Осиповича Красильщикова из села Столипино Зубцовского района Тверской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, верхневолжский диалект
Сергей Осипович Красильщиков является ярким представителем верхневолжской пастушеской традиции, включающей, помимо Зубцовского, также Тверской, Ржевский и Старицкий районы Тверской области. Особенностью этой локальной традиции можно считать то, что помимо устойчивого местного репертуара значительное место в ней занимает «чужой» песенный материал, привнесенный из соседних и более далеких регионов пастухами, которые занимались отхожим промыслом в других деревнях. Эти песни легко усваивались и перерабатывались местной традицией, занимая в ней прочное положение.
Сергей Осипович Красильщиков был династийным («природным») пастухом; еще его дед занимался пастушеским промыслом, не говоря уже об отце, дядьях и соседях по деревне. Почти все мужское население села Столипино промышляло пастушеством на протяжении нескольких поколений. Причина отхожего пастушьего промысла была связана главным образом с недостатком пахотных земель и с большими рисками в ведении земледелия. Здешние земли не отличались особым плодородием. Нередко из-за неурожая крестьяне Зубцовского уезда оказывались в сложном положении, на грани выживания. Все это сподвигало мужское население искать возможности приработка на стороне. Те, что были талантливее в игре на рожке, уходили на заработки в подмосковные села и деревни, туда, где была возможность получить за свою работу большее вознаграждение.

Родившись в семье пастуха в 1917 году, воспитываясь в окружении родни, мужская часть которой также занималась пастушеством с музыкальными инструментами — рожками, Сергей Осипович практически не имел возможности выбора другого ремесла. Будучи шестилетним мальчиком, он уже ходил в качестве подпаска за скотиной, помогая старшему пастуху собирать коров, вести до места выпаса, выманивать заблудившуюся в лесу корову голосом. В этот же период происходило приобщение Сережи к рожку, сначала через наблюдение за процессом игры старших пастухов. Затем, годам к девяти, начиналось практическое освоение инструмента. Первый рожок он получил в подарок от своего родственника (дяди по отцу), последующие делал уже сам, по образцу уже имеющегося инструмента, сохраняя все тонкости его параметров и технологии изготовления. Сергей Осипович с детства обладал хорошим музыкальным слухом, быстро запоминал песни и мог легко повторить на рожке услышанное. Во многом это было связано с тем, что он жил и воспитывался в музыкальной среде, слышал песни с рождения.

Первое, с чего начиналась рожечная практика подпаска — исполнение сигналов на выгон коров. Собственно, именно это входило в круг основных обязанностей подпасков. Порядок во время выгона был таков: впереди шел подпасок и оповещал хозяек рожком о выгоне коров. Сбоку стада шел второй подпасок, а замыкал шествие главный пастух, щелкая кнутом и подгоняя отстающих от основного стада коров. После того, как стадо попадало на место выпаса, подпасок следил за тем, чтобы коровы сильно не разбредались и, при необходимости, шел на поиски отставшей или потерявшейся коровы. Для более эффективного результата подпаском исполнялся сигнал-зов «Иди сюда». Пастухи Зубцовского района (в народе их называли «зубцы») практически никогда не использовали собак при выпасе коров. Им достаточно было рожка и кнута.

Конкуренция в пастушеском ремесле была достаточно высока. Хозяева, нанимающие пастухов на сезон выпаса, были искушенными знатоками хорошей рожечной музыки, поэтому с пристрастием относились к новому нанимающемуся кандидату, устраивая прослушивания его исполнения и оценивая качество игры и богатство репертуара. Оценка музыкального мастерства влияла также и на величину заработка. У менее опытных и менее мастеровитых в игре пастухов она была на порядок ниже, что не могло не являться серьезным стимулом к развитию музыкально-исполнительских способностей и к расширению песенного репертуара пастухов. «Хозяин спрашивает: — А «Ноченьку» знаешь? — Нет еще… — Ну тогда не пойдёт, иди учи и «Ноченьку» и «Меж крутых бережков» и «Сережа-пастушок» — делился своими воспоминаниями Сергей Осипович.

Рожок как инструмент, необходимый в профессиональной работе, чрезвычайно ценился пастухами и всячески оберегался от поломок и внешних воздействий. Так, в период, когда рожок не использовался, он в разобранном виде был сложен в рог и прикрыт платком или тряпицей. Как правило, рожечник имел несколько пищиков (тонких деревянных пластинок, необходимых в игре на духовых инструментах) в запасе на случай поломки основного. Всё это было важными приметами профессионального отношения к работе. Помимо этого, пастух мог изготовить своими руками массу самых различных бытовых предметов. «День пастуха долгий: от темного до темного, днем можно лозы нарезать. Да корзинку под грибы сплести». Подобный навык Сергей Осипович продемонстрировал во время беседы.

Основу репертуара пастуха-рожечника, помимо сгонного сигнала и сигналов-зовов, составляли инструментальные версии распространенных в средней России песенных мелодий (около 70-ти), а также плясовые и частушечные наигрыши локальной традиции. Назовем наиболее любимые Сергеем Осиповичем: «Ах, ты ноченька», «Меж крутых бережков», «Сережа-пастушок», «Последний нонешний денечек», «Шумел камыш», «На горе-то зорька светлая», «Ой при лужку», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Пасхальный тропарь», «Семеновна», «Русского», «По деревне». Особо стоит отметить наигрыш «По деревне» с припевками, который периодически исполнялся во время утреннего прогона коров по деревне. В нем чередовались припевки пастуха и инструментальные проигрыши.

Большую часть репертуара Красильщикова составляли лирические наигрыши (романсы, протяжные песни). Для музыканта их привлекательными и выигрышными качествами являлись возможность продемонстрировать звук рожка, повибрировать, «покачать» продолжительные звуки, продемонстрировать приёмы специфической мелизматики (например, пощёлкивание одним из указательных пальцев). Рожок Сергея Осиповича обладал очень чистым, ярким и, вместе с тем, богатым тембром. Сергей Осипович очень требовательно относился к качеству звука и, если что-то его не устраивало, искал возможность исправить эту ситуацию подбором более качественного пищика. «Голосу» пищика Красильщиков придавал очень важное значение. Уже на стадии изготовления мог определить его особенности, возможности и перспективу, очень любил процесс «доводки» пищика до нужной кондиции.

Во время исполнения Сергей Осипович максимально полно использовал разнообразные исполнительские приемы, которыми прекрасно владел. В его игре чувствовалась обстоятельность и опора на канонические основы ремесла, не было никакой неуверенности, растерянности. Наблюдая за его исполнением протяжной песни можно было заметить некоторое сходство с поведением профессиональных музыкантов, проявляющееся в переживании исполняемого текста. Этого практически лишены, например, пастухи, играющие на пастушьем роге — инструменте, конструктивно менее совершенном. Весь песенный текст, исполняемый на рожке в виде инструментальной мелодии, должен был быть известен пастуху, поскольку в своей игре пастух опирается на конструкцию поэтической строфы и, тем самым, сохраняет, делает узнаваемой ее форму. У мастеровитых пастухов такая особенность соответствует выражению «выговаривание на рожке». Этим качеством, высоко ценившимся селянами, в полной мере обладала игра Красильщикова. За период своей долгой и активной исполнительской жизни пастух неоднократно был отмечен лестными отзывами о своей игре как со стороны односельчан, так и тех, кому довелось его слышать за пределами его родного села.

Музыкальная традиция рожечников Верхневолжья подразумевает не только сольное исполнение на рожке, но и ансамблевую игру. Оптимальное количество играющих одновременно может составлять от трех до пяти человек. О таком опыте Красильщиков с большим энтузиазмом рассказывал в своих воспоминаниях.

Что очень важно отметить, все роли в ансамблевой игре — от «заводилы» до «тонкого» — были им опробованы, все возможные исполнительские партии хорошо известны и неоднократно исполнены. На примере его исполнения можно было полноценно и достоверно реконструировать ансамблевую игру на верхневолжских рожках. В процессе общения с Сергеем Осиповичем в течение нескольких лет удалось составить достаточно полную картину бытования рожечной культуры в верхневолжских селах и деревнях. От него было записано более сорока рожечных наигрышей во множестве разных вариантов; удалось сделать также дуэтные записи с участием автора данного описания.

Сам музыкант не давал оценки своей игре, воспринимая ее как некое самодостаточное явление по всем параметрам. Его оценки в большинстве случаев касались других исполнителей. Единственной причиной критических замечаний по поводу своей игры могли быть шероховатости, связанные с отсутствием передних зубов, которые выполняют очень важную функцию при исполнении.

В среде односельчан игра на рожке пользовалась уважением и была востребована. Пастух всегда был желанным гостем на праздниках, свадьбах, порою заменяя своей игрой гармониста, хотя и на гармони Сергей Осипович играл добротно. Искусство Красильщикова было хорошо известно не только сельским жителям, но и городским любителям народной инструментальной музыки — его неоднократно приглашали с выступлениями в Зубцов, Тверь, Москву, Ленинград.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Пасхальный тропарь (на рожке) в исполнении С.О. Красильщикова из с. Столипино Зубцовского р-на Тверской обл.
00:00
Содержание

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна