Свадебный обряд сел Почаево, Смородино, Дроновка Грайворонского района Белгородской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский
Села Почаево, Смородино и Дроновка находятся в северо-западной части Грайворонского района Белгородской области, вблизи границы с Сумской областью республики Украина, что не могло не сказаться на обрядово — песенной традиции данной традиции.
Народные исполнители говорят, что традиционный свадебный обряд существовал вплоть до 70-х годов прошлого столетия, поэтому записанные в ходе экспедиций этнографические сведения представляют собой воспоминания жителей 1930–1950-х годов рождения и фиксируют традицию свадебного обряда 1940-1970-х годов XX века.

Свадьба данной традиции принадлежит к типу южнорусской свадьбы-веселья, относится к коммуникативно-обменной модели переходного ритуала.

Основные черты ритуала:

— доминируют обрядовые акты, воплощающие контакты двух сторон — стороны жениха и стороны невесты: разного рода встречи, переезды, торги и выкупы, одаривания и угощения друг друга и т. п.;

— инициационная линия, хотя и связана не только с невестой, но и с женихом, сравнительно мало развита и представлена лишь необходимым минимумов обрядовых действий;

— не закреплённость в обряде церковного оформления брака (венчания), косвенно указывающая на достаточно раннее происхождение свадебного ритуала;

— для музыкального наполнения характерна ориентация на оба локуса (жениха и невесты) ритуального пространства;

— группа напевов прощального комплекса невелика по объему и в основном имеет политекстовую структуру (групповая прикрепленность поэтических текстов к напевам)

Время заключения браков тесно связано с земледельческим (вступление в брак, как правило, приурочивалось к свободным от сельскохозяйственных работ периодам года) и церковным календарем. Свадьбы играли три дня, в основном, в мясоед. Есть сведения и о других датах, но они встречаются довольно редко. В первый день — играли свадьбу, второй день — похмелялись, третий — догуливали. В селе Почаево рассказали, что свадьбу гуляли неделю, а в селе Дроновка только два дня. Такие расхождения могут быть связаны с разным материальным положением семей и послевоенными «голодными» годами, так как в основном все опрошенные жители сел описывают обряд того времени. Дни для свадьбы выбирали выходные — суббота, воскресение.

В свадебном ритуале участвуют многочисленные родственники молодых, а также практически все жители села, в котором проходят гуляния. По обычаю, многие участники обряда нарекаются особыми именами-статусами. Например, подруг невесты называли дру́жками, ближайшего друга жениха — дружко́, остальных друзей жениха — дружка́ми. Родственники и приглашенные гости со стороны жениха — бояре, сва́шки — три-четыре родственницы жениха или специально приглашенные опытные, замужние женщины, руководящие свадебным процессом. Младший брат невесты звался — дядькой, незамужняя младшая сестра невесты — светилкой. Так же простые жители села, пришедшие посмотреть свадьбу и заработать денег, именовались гри́сами.

Свадебный обряд традиционно начинался со сватовства, которое называли погля́дом. Предупреждать заранее о приходе сватов, не было принято. Как отметила собирательница Е.В. Алиханова, сваты старались идти незаметно от людских глаз, ведь неизвестно — дадут веник или рушник: в случае отказа — веник, а если согласятся, то невеста дарила рушник. Бывало, что сватам не везло в одном доме, и они шли в другой. Чаще это случалось, когда свататься шли без согласия жениха и невесты, а по выбору родителей.

Сваты — ближайшие старшие члены семьи жениха (отец, мать, крестный, братья) приходили под вечер, в выходные дни. С собой обязательно приносили хлеб. Для общения использовали особую лексику — к примеру, М.И. Лошакова из с. Почаево вспомнила, как ее сватали: «У нас голубка пропала, и указали на ваш дом. Покажите нам свою голубку, узнаем мы ее или нет?»; «Говорят, что у вас есть пуховые платки, да только без суровой ниточки».Сваты пели песню «По улице мостовой» (Аудиопример 16).

Присутствие жениха на сватовстве фиксируется не в каждом селе, в основном рассказывают, что жениха стали позже брать, а в старину не брали. Если жениха не было, то сваты могли приносить с собой шапку жениха, и невесту отдавали за эту шапку.

Сватов приглашали в дом. Рассаживали за стол. Они ставили на стол хлеб и говорили: «Мы пришли по такую-то такую, вот меняем на хлеб». Приводили невесту, у которой обязательно спрашивали согласие. Если ответ был положительным, то она перевязывала рушниками сватов. Невесту в шутку спрашивали, как она будет свекровь звать, а она отвечала — мамушкой. Затем невеста уходила в другую комнату, если был жених, то вместе с ним. А родители оставались договариваться обо всех вопросах проведения свадьбы. «Ну тады раз согласны, вы идитя в другую комнату. Они идут, договариваются, чи что они там говорят, чи цалуются там, чи милуются. Ну, а эти за столом, поужинают, а тады договорятся когда «места глядеть» к жениху придут невестина родня».

Если сделанное предложение по какой-либо причине не устраивало сторону невесты, то сватам отказывали. Но стараясь не унизить достоинство сватов, чаще всего ссылались на молодость дочери, недостаток рабочих рук в хозяйстве, плохой урожай, отсутствие средств на проведение свадьбы и др.

Следующий этап сватовства называли пропои. Обычно пропои проводились через 2-3 дня после сватовства. Если невеста отличалась красотой, то родители старались подальше отложить эту часть свадебного обряда, в надежде найти более достойного жениха, ведь до пропоя невеста могла отказаться, но после уже нет.

На пропое уже обязательно присутствовали жених и невеста. Проходил пропой в доме невесты. Приходили близкая родня жениха и невесты, крестные. Невеста также могла пригласить своих подружек, а сваты со стороны жениха обязательно брали с собой гармониста. Если обе стороны окончательно договорились, то девушку с этого момента называли просватанная или молодайка. После удачного договора девушки пели и скакали на лавках. Песни пели разные: свадьбишные, карагодные, протяжные. Часто, если позволяло материальное положение, невеста одаривала родню жениха вышитыми рушниками, а невесте дарили подарки крестные: ленты, платки и др.

Следующим этапом в обряде был осмотр двора жениха место глядеть. Готовились к этой дате особо тщательно. Есть сведения, что родня жениха специально, во избежание позора, брала взаймы у соседей или родственников домашний скот и предметы быта на этот день. Ходили место глядеть родители и крестные без просватанной. После осмотра двора садились за стол, заключали окончательный договор и назначали день свадьбы.

Период времени от сватовства до свадебного дня от 3 до 8 недель. Жених часто приходил к невесте в гости. Устраивались вечерины в доме молодайки. Подружки невесты и друзья жениха собирались вечерами — пели песни, играли.

В течение всего предсвадебного периода невеста готовила приданое и дары родне жениха. Причем делала она это таким образом: после обряда осмотра двора она разносила «работу» своим подругам на дом, а перед свадьбой забирала. «А тады ж она собираеть и говорить: «Ты будешь «большею дружкою», а та у вторэю, та третьею, ну, скольких их там она соберёть?! Семь, там, шесть дружек…». Подруги невесты на свадьбе назывались дружками, а со стороны жениха назначался дружко, который должен был «командовать» на свадьбе.

Особого внимания заслуживает день непосредственно накануне свадебного. В нем сосредоточивались так называемые прощальные ритуальные действа. Если невеста была сиротой, то шла на кладбище к могилам родителей просить благословения. Плач здесь относится именно к ритуалу прощания с родителями и имеет сугубо индивидуальный характер. Народные исполнители употребляют термин плакать, реже голосить (Аудиопримеры 09, 10).

Интересным был обряд увоза сундука невесты. В большинстве сел сундук забирали за день до свадьбы: скрыню  (диал. сундук) выставляли напоказ, наряжали кровать во дворе, считали простыни. В другом случае, скрыню забирали утром свадебного дня на выкупе. В сундук, несмотря на то, что его ставили напоказ, ухитрялись подложить кирпичей или камней, чтобы он казался тяжелее, а невеста, соответственно — богаче.

Современные носители традиции не сохранили в памяти точный порядок проведения этой части ритуала. Однако можно установить, что приданое могли увозить в два этапа: накануне — постель, а во время выкупа — сундук.

Вечером невеста собирала дру́жек и устраивался так называемый девичник, который в Грайворонском районе мог носить названия вечерок, вечерина, вечер каравая. В этот вечер подружки невесты приносили вышитые рушники, полотенца, рубахи, которые они помогали приготовить к приданому.

На вечере пекут караваи, пирожки. Сваха и дружок несут вдвоем дежку с водой. На столе короб с мукой, чтобы начать замес свадебного каравая. Свахи нарядные, повязаны бухаркой. Зажигают вокруг миски три свечи, поют:

«Да благослови, Боже,

Дай мясить каравай,

Шишки яровые,

По скамьи ходили». 

Когда сажают каравай в печь, поют:

«А взойди, взойди, наш каравай,

А взойди, взойди, наш яровой.

Выше печи кирпичи,

Выше столба тесового,

А под матицу, шой сосновою.

А под той потолок,

Что черной соболек,

То Сергеюшка,

А соболюшка, шой Оксанушка».

Потом дру́жачки лепят парную шишку для молодых. Поверх кладут розочку из пяти листиков.

По свидетельству собирательницы Е.В. Алихановой, когда замешивают каравай, то на фоне песни невеста (если она было сирота) причитает, находясь в другой комнате, покрытая темным платочком.

«Мамочка, ты ж моя родная

Искинься ты белою голубкою,

Да приляти ж ты на мою сиротскую свадебку

Да погляди ж, ты моя родная матушка,

Да какая ж моя сиротская свадебка,

Да печальная, да не веселая,

Да спасибо ж, моей родной матушке,

Да спасибо родному батюшке,

Что меня вскормили и вспоили

И в добрые люди определили.

Да спасибо всем родным людюшкам,

Что меня ничем не обижают,

А добрым словом и советом помогают.

Да и спасибо ж тебе, родная матушка,

Что ты меня ничем не обижала

И что ничем не обделяла

И что во всем мне угождала».

Отдельного внимания заслуживает обряд гадания на каравае: гадали на каравае с двумя свечками. Одна — жених, другая — невеста. Невеста сажала каравай в печь. Какая погаснет, тот бросит или любить не будет. Этот каравай раздавали после повивания. Песни пели разные, в основном свадьбишные, тянучие (протяжные) и частушки. По воспоминанию П.Д. Ваниной из д. Дроновки: «Эта песня была первой, начинала невеста»:

«Послухайте девки что я вам скажу

Повесился милый в зеленом саду».

Одета невеста была празднично. На голову ей надевали венок, позже и венок, и фату («хвату»).

Свадебный день можно теоретически разделить на две части: в доме невесты и в доме жениха, так как время венчания не было закреплено, и в сам свадебный день венчаться не было принято. В церковь ездили либо заранее за день-два, либо уже на второй-третий день свадьбы. Поэтому определяющим фактором был именно сам переезд в другую семью, переход к новой социальной роли.

Сам обряд венчания проходил следующим образом. Возле церкви невесту ожидают бояре (приглашенные гости со стороны жениха) с женихом. Перед венчанием в доме жениха обсыпают гостей, родню конфетами, деньгами, семенами, орехами. В церкви невеста становится с правой стороны на полотенце. После венчания и обмена кольцами, невеста становится с левой стороны, и священник обвязывает руки молодых полотенцем (ее правую, его левую).

Утром у невесты опять собирались дружки, одевала невесту старшая дружка. Она надевает девичий саян (сарафан) и особый головной убор (повязку). Повязка делается из шелкового платка, но макушка остается открытой, сзади концы перехлестываются, а спереди завязываются на два банта. Под повязку обязательно надеваются украшения: серьги и жемчужные бусы. Дружка заплетает ей последний раз косу и вплетает ленточку. Если была сиротой, то ей повязывали черный платок. В случае, когда родители были живы, то невеста просила их благословения, стоя на коленях на вывернутой наизнанку шубе.

«Да благословите меня,

Родной мой батюшка

И родная моя матушка,

Да спасибо вам за все,

Что вы меня вскормили,

Что вы меня вспоили,

Что вы меня работать научили

И в добрые людюшки меня определили.

Благословите, моя родная матушка!

Благословите, мой родный батюшка!

Не прошу у вас ни злата, ни серебра,

А прошу Христова Благословения».

Также утром приходили сва́́шки (т.е. свахи). В свадебном обряде Грайворонского района свахи играли одну из основных ролей, по опросам носителей традиции в основном не дружко́, а именно свашки руководили свадебным процессом. Свашки — три-четыре родственницы жениха или специально приглашенные опытные, замужние женщины. Даже в контексте более современной свадьбы послевоенного времени, свашки должны были быть одеты в традиционные костюмы и бархатник (головной убор).

Существовала очень интересная традиция, характерная для всей исследуемой территории: свашки залезали на лавки и, танцуя на них, пели свадебные песни. Отметим, что именно в этот момент исполнялся основной репертуар всего свадебного цикла. Девушки были одеты в венки.

На посад невесту заводил дядькя (младший брат или если такового не имелось — любой младший неженатый родственник). Дядькя брал ее за платочек в руке, обводил вокруг стола и усаживал напротив красного угла, невеста плакала. Роль дядьки могла выполнять и старшая дружка. Голосить ей помогали свахи.

«Не бяри ж ты мене подруженька за правую рученьку,

А возьми ж ты мене за левую

А повяди ж ты меня на могилки,

Да посади по бравый бок возле батюшки,

Да по левый бок возле мамушки

Прости меня родна мамушка

Не заживо, замертво

Да посажи ж ты мене за тесовый стол

Прости мене и благослови».

Когда приезжал жених, дружки выходили и пели песню: «Брязнули ложки, в века» (Аудиопример 13). Свадебный пое́зд встречали у ворот, во двор не пускали. Начинался выкуп. Для выкупа существовала большая группа напевов-корилок (Аудиопример 06).

«Подойди дружина, подойди молоденький,

Мы тебя давно ждали, по полу ковры слали,

Подойди молоденький, подойди хорошенький».

«Ай, чи, чи, чи, чи, воробей

А и где ж ты был, — на печи,

А что ж ты то ел — калачи

А что ж ты то пил — гарилку

Приехали бояре по девку».

Сначала выкупали сундук, если он не был увезен накануне, а потом уже и невесту. Содержимое сундука определялось материальным благосостоянием семьи. Кроме того, наряжали кровать во дворе, с перинами, одеялами, подушками. По обычаю, в торг вступал дружко со стороны жениха и с другой стороны большая свашка. «Я дружко́ зову. Он подходя: «Чем вы торгуете? — рисами, да красными девисами. И он дает деньги тогда». Выкуп был в основном символичен: «Ну шо они там дадуть, ну копейку какую….самогонку мож дадуть»

«Казали наш сват он богат

У него денег целый мех

А он положил копейку нам как на смех».

Если жених сумел порадовать своим выкупом, то свашки и дружки пели ему другую песню:

«Спасибо табе мужику

Прислал дружину вумнага

Умея платить, шить, мыть, с девками торговаться».

Существовал обычай красть невесту. Через огороды друзья жениха забирались к невесте в дом, «захватывали» ее, и тогда выкуп платить не надо было. В это время бояре стояли у ворот и в дом их без выкупа не пускали. А когда кричали, что невеста уже «захвачена», то все заходили во двор. Бояре рассаживались за стол, жених садился рядом с невестой. Когда дружок заводил жениха за стол — свашки пели песню «Прилетел, да, сизый голубь» (Аудиопример 05).

Старшая сваха просила разрешения у родителей невесты: «Сваха, разреши русу косу расплесть?» — «С Богом, расплетайте». «Сват, разреши девису перевесть за половицу?» — и сват разрешает». Начинался обряд расплетение косы. Жених и невеста сидят на шубе. Сваха подходит и начинает гладить невесте голову. Выплетает уплеточку (ленточку) из косы невесты, невеста при этом плачет. Сваха пела песню.

«Да распляту косу Ладо, ладо

Да расляту русу Ладо, ладо

А тады запляту я две косы

Да распляту русу на две косушки

А правую запляту на богатых сыновей

А левую запляту на богатых дочерей».

(Аудиопример 08)

Сваха уплеточку вешает себе за пояс, а косу оставляет заплетенной, в конце делает узелок из волос. Иногда после того, как сваха невесте расчешет косу и помаслит голову, жениху тоже чесали и маслили голову.

После расплетения косы молодых начинают величать. Гости кушали, выпивали. Свашки опять залезали на лавки. По обычаю, для каждого боярина свашки должны были исполнить песню. Также неженатым парням «припевали» дружек невесты. Свахи каждому боярину должны были станцевать и спеть. Все данные песни исполнялись на одну мелодию, различались только слова. Этот напев народные исполнители так и называли свадебный. (Аудиопримеры 01, 02, 14) А гри́сы стояли рядом, помогали свахам петь. Когда боярину песню спели, то гри́сы собирали деньги. То есть на свадьбе присутствовали люди разного возраста, которые приходили посмотреть свадьбу и заодно заработать денег. Так как бояр обычно было около 20-30 человек, это действо длилось долго (Аудиопример 03).

После того, как всем спели, свахи должны были рассказать свою семью. «Скажи, скажи свашечка, как семеюшку зовут, как величают, от старого да до малого» — «Мого ж батюшку зовут Иванушка, а свякорку зовут Прасковьюшка, а сыночка зовут Витальюшка, а дочку мою — Любушка, а мене ж молоду зовут — Марьюшка» — рассказывали все свахи по очереди» (Аудиопример 04).

Выходили из-за стола сначала бояре, затем дружки, а потом жених с невестой. Невесту выводил дядькя опять за платочек. Если родители невесты были живы, то молодых благословляли. Во дворе они вставали на колени опять на вывернутую шубу, невеста голосила:

«Прости меня, родный батюшка

Что ты вскормил, вспоил мене

И в добры люди выдал.

Прости меня, родна мамушка

Что ты меня вскормила, вспоила

Да в добры люди выдала».

Им дарили иконы. Невесте — образ Божьей матери, а жениху — Николая Угодника. Усаживали в сани или телегу. Невеста стоя кланялась на четыре стороны. По пути плакала. Плакать она могла вплоть до окончания инициации (обряда повивания) в доме жениха.

По дороге свадебный поѐзд останавливали люди и требовали выкуп. Обычно расплачивались самогоном.

С переходом невесты в дом жениха связано очень много магических действий. Жители села верили в колдовскую силу злых людей. Вот что рассказывает уроженка Почаево Лошакова Людмила Григорьевна о некоторых случаях на свадьбе:

«А мы жанили деверя — мого мужа брата. И на нас напустили понос. Когда мы приехали, толькя до ворот доехали и сразу… а то вот такие сарафаны, а надо… Вот и бегаем туды-сюды, а надо ж повивать, бархатник надевать, девушку переводить на женщину, а мы не, бегаем… Мамушка наша, тады ж звали мамушкой свекруху: «Ну что делать?», — плачет, а мы только мотаемся в туалет. Нам некогда рабить. И тогда поехали к Матроне попросили, пожалуйста, и заплотим… А чем тогда плотили? — холсты. Пряли же холстами, и заплотим, и холстину отдадим. И матушка поехала ее просить, и она взяла, что-то пошептала и все прошло.

И заловка моя тоже… В Почаево понравилася, там на Украине не взял. Ну что ж посадилися жаних с невестой, да через речку, доезжают до речки — кони на дыбы встали, оглобли поломали, и мы в речке поплыли… Тоже, что делать, что казать? Ну мы повылазили. Пошли пяшком. Есть сволочь такая. Раньше было много таких колдуний, заговоров».

С этими же представлениями связан обряд насылания огня. Перед тем, как молодые подойдут к порогу дома, где их ждали отец и мать жениха с караваем, необходимо было пройти огонь. «Как подойдуть молодые, никого не пускають вперед чтоб прошли, а если пройдеть кто вперед, проскоче — колдун. И тут сыпать жар — уголь. Топили ж дровами, у печах, у русских. И берегешь, и затаптываешь его, чтобы он не потух, и тады сыпешь. Мать выйдя, посыпя, и они проходят». Следом уже проходили свахи, затем и остальные гости. Данное действо можно рассматривать как обряд очищения, сравнить с баней, распространенной в других локальных традициях.

Дружки невесты не могли присутствовать на гулянии в доме жениха. Они, как участницы ее прошлой незамужней жизни, оставались в доме невесты или расходились по домам.

У порога молодых встречали родители жениха. Приехавшие гости пели песню:

«Выйди матушка погляди,

Что тебе бояре привезли,

И скрыню и перину,

И молодую княгиню».

Кульминацией всего свадебного цикла являлся обряд повивание. Сваха просит благословления у отца и матери жениха заплести косу надвое:

«- Благослови, дорогой сват.

Благослови, дорогая сваха.

Расплесть и заплесть косу на двое.

— Благославляем и разрешаем.

— А вы, девочки и бабочки

Благословляете русу косу расплесть надвое?

— Разрешаем и благославляем».

В повивании участвовали: невеста, свахи, дядькя и светилка (незамужняя младшая сестра невесты или другая близкая родственница). Светилка на протяжении всей свадьбы носила в руке елочную веточку, украшенную лентами, также играла роль помощницы свах. Из-за стола выводил и усаживал на скамейку невесту дядькя. Он же и светилка берут за два конца дымку — (большой отрезок тюли) и завешивают невесту от гостей. Существовал такой обычай, как трусить сетку — то есть когда свахи выполняли повивание, дядькя и светилка трясли дымку перед невестой. Светилка держала в другой руке еще свечку.

По рассказу  Л.Г. Лошаковой из  с. Почаево:  «Их было две свахи, а пела одна старшая. А вторая помогае. Я ж одну заплятаю, а она вторую раз поделим уже волосы». Необходимо отметить, что в данной традиции существовало два способа переплетания косы. В первом случае из одной косы делали две, а во втором — оставляли одну, но переплетали по-бабьи, то есть наверх. Платок, в котором была невеста, меняли на бархатник — женский головной убор. В некоторых случаях, меняли венок на платок. Рядом с невестой на повивании сидел и жених: «Ну сидить и жених, чего сидить не знаю, ничего с ним не делали, но сидить» — Е.И. Ларикова из д. Дроновка. Когда работа была завершена, свахи опять залезали на лавки, и большая сваха запевала песню:

«Вот так снарядили, вот так снарядили

Как сами схотели

Снарядили хохлушечку да Иванову душечку.

Середи двора да Ивана…

Ой да снарядили, вот так снарядили

Как сами схотели

Снарядили хохлушечку, да Иванову душечку».

Все гости хором отвечали: «Спасибо, свашенька». Платок невесты после повивания вывешивался свахами на дерево во дворе или около двора жениха. 

Сваха кричала: «Неси дружко́ свадебный каравай, а вы, молодые, нагинайтесь, посмотрим кто из вас в семье главный будет». Дружко́ ломал каравай на спине у молодых. Над чьей спиной большая часть каравая оказалась — тот и верховодить в семье будет. Потом каравай режут на мелкие кусочки для подношения гостям и родственникам.

Сваха опять заводит: «А теперь гости дары приготовьте, поможем молодым на первое время». Все рассаживались за стол, и начинался обряд дарения. Одаривались обе стороны. Невеста раздавала то, что она подготовила специально в предсвадебный период — для родителей и крестных жениха. В основном это были холсты, рубахи, рушники, платки шалунки, бахарки — (большие платки).И гости, присутствующие на свадьбе, по обычаю тоже одаривали молодых. Если подарки были такие, как корова, свинья, лошадь или другие домашние животные, которых невозможно завести в дом, то их название писали на потолке. А на следующий день должны были привезти в хозяйство. Затем обыгрывали всех гостей, подносили им кусочек каравая и стакан пива или самогонки.

Далее молодых отводили в другое помещение и тайно кормили, так как по обычаю есть им в свадебный день было нельзя.

Отдельного внимания заслуживает свадебный стол, главным блюдом которого был каравай: «Пякли ряженый каравай. Высокой. А тады порежуть его на кусочки, маслом полють, сахаром посыпять и лентой обовьють».

За каравай платили деньги. Невеста (иногда помогали свахи) отрезала по кусочку, наливала рюмочку и продавала приглашенным гостям. Также в каравай вставлялись две связанные лентой бутылочки с рассолом. Пекли каравай женщины со стороны жениха. А весь свадебный стол делали обе стороны. Этот обряд связан с символомделения общей совокупной доли — ритуального хлеба. Помимо каравая, обычно на столе были: холодец, кисель, булочки, картошка, каша, пироги, шишки (две булочки, спеченные вместе).

Провожали молодых в спальню таким образом: свахи подходят и дарят молодым свадебные парные шишки, в виде двух лепешек, начиненных маком, вареньем. Эти шишки соединяют в виде восьмерки ленточкой из теста и вставляют в шишки две свечи. Перед молодыми идут свахи и подметают веником.

Во время застолья звучало большое количество песен. Не обязательно свадебных. Это могли быть и карагодные, и частушки, большое обилие протяжных песен, которые в данной традиции именовались коленными или тянучими. Очень любили плясать под гармошку.

Утром молодых должен был разбудить по обычаю один из дружко́в жениха и умыть невесту. Она же в ответ дарила рушник, который с вечера хранила под подушкой. «Как она устаеть, так умывал дружко́ ее. И будил тоже дружко́ их. А потом она подхватится, умылась-не умылась, и бежить на испытания».

Испытания были своего рода проверкой хозяйственности и умелости молодухи. Ее заставляли подметать хату и специально подсыпали больше мусора и грязи. Посылали за водой и мешали донести воду до дома.

Традиционно невесту проверяли и на честность. Если невеста была честная, то ставили у двора высокий столб, наверху ленту. Кто достанет, того угощали. А у кого столб не ставили — это означало, что невеста честной не была.Существовал обряд, под названием заслонка. Родственники жениха вставали перед воротами с печной заслонкой, и все гости, которые хотели зайти во двор платили деньги, а кто не платил — должны были  лизнуть ее.

На второй день было приняло гулять у родни невесты. Наряжались в цыган, животных, нечистую силу и шли шумно, с песнями. В Грайворонском районе был повсеместно распространен обряд перезва. Перезвянкой звали курицу, наряженную лентами, веточками. Существует несколько его версий. В одних селах указали, что с перезвой шли на второй день от жениха к невесте. В этом случае курицу дарили взамен отданной девушки. «С куриской приходють, куриску уловють, и бантик ей завяжуть курочке и калинку положуть (поставють), ну нарядють в общем курку. И приходють, это ж от жениха, и курку то же приносють, чтоб она яички нясла, и поють ее. Выбирали самую красивую курису».

В других селах говорят, что перезву несли от невесты к жениху на второй день или в первый, когда невесту привозили. В этом случае перезвянка как символ самой невесты, девичей красы, дарилась наудачу в новой замужней жизни.

По рассказу М.Р. Селезневой из с. Смородино, существовал еще один интересный обычай, распространенный под влиянием украинской традиции. Родителей или крестных невесты усаживали в телегу и скидывали в речку, если они не заплатят магарыч, то есть если не откупятся. «Меня зять защитил, а то как поперли на коляску, развернули тудой в речку, а он кричит, не трогайте мою тещу, нате вам вот сто рублей, нате вам литряку».

Гулять поочередно, то у жениха, то у невесты — было принято всю неделю. Если свадьбу, по разным причинам, играли меньше, то через неделю новобрачные приезжали родителям невесты в гости. 

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Свадебная песня «Дождь идет землю мочит» в исполнении Е.Н. Беляевой и Е.И. Анпиловой из с. Смородино Грайворонского р-на Белгородской обл.
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна