Собор Троицы Живоначальной в Саратове

Вид объекта: ХрамКонфессия: ХристианствоЯзык: Язык богослужений - церковно-славянский
Построен по благословению митрополита Астраханского и Терского Парфения в 1674–1675 годах. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем — три: главный — в честь Успения Божией Матери, в правом приделе — во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в левом — во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии.

Изначально был деревянным. Горел несколько раз. В 1684 году сгорел дотла, на его месте был построен каменный собор в 1695 году. 20 мая 1712 года сильнейший пожар в Саратове уничтожил и Троицкий собор. Его пришлось перестраивать заново. Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722–1723 годам. Далее стихийные бедствия разрушали здание храма, появились трещины. В 1796 году саратовский купец-откупщик М.А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм в одно целое. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены прекрасные иконостасы. Но и после этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости.


Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского — В.И. Суранова и тамбовского — Н.В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен.


В 1904 году по проекту саратовского архитектора В.А. Люкшина была произведена переделка боковых входов собора.


В советский период, с 1936 года использовался под хранилище научных фондов Музея краеведения. В 1937 году храм был закрыт. В 1942 году соборный комплекс был передан в бесплатное пользование для культовых целей общине верующих. В 1947 году храм был окончательно возвращен Православной Церкви, из краеведческого музея передан чудотворный образ Спаса Нерукотворного, особую святыню Троицкого собора. С того времени храм служил кафедральным собором Саратовской епархии.


В 1950 году под руководством настоятеля собора, протоиерея Иоанна Цветкова, в верхней соборной церкви был установлен новый пятиярусный иконостас, изготовленный по специальным эскизам. В иконостасном каркасе всего 40 икон, написанных в стиле XVII века известным художником-палешанином П.Л. Париловым. Им же в том же стиле были исполнены 45 росписей трапезных верхнего храма.


В 1972–1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д.Е. Бабенкова.


В 1997 году, в дни, когда Русская Православная Церковь праздновала 200-летие со дня рождения святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар кафедральному собору Саратовской епархии икону святителя Иннокентия с частицей его святых мощей.


Святыни в соборе: чтимые иконы — Спас Нерукотворный, Казанская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его погребального облачения. Мощевик князя Голицина, содержащий 132 святыни. Иконы с частицами мощей: епископа Пензенского и Саратовского, святителя Феодосия Черниговского, равноапостольного Иннокентия Московского.

Описания объектов религиозного наследия опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна