Непростая реставрация

В Центре им. И.Э. Грабаря подведут итоги многолетней работы над уникальной иконой XII века.
Реставрация иконы Богоматери Боголюбской — памятника древнерусской иконописи домонгольского периода, длится почти сто лет. Начата она была в 1918 году самим Игорем Грабарем с целью сохранить памятник и восстановить авторскую живопись XII века.
За 858 лет своего существования икона претерпела более 20 поновлений и не раз оказывалась в непригодных для ее сохранности условиях. Все это привело к тому, что она, по меткому выражению историка и реставратора древнерусской живописи Александра Анисимова, превратилась в «археологическую руину»…
Последние реставрационные работы с 2009 по 2016 год велись особенно осторожно, поскольку ученым было необходимо не только вернуть авторское письмо, но и сохранить своеобразный авторский красочный слой, особенно тонкий на лике Богородицы. Восстановление памятника оказалось нелегкой задачей, для ее решения реставраторам пришлось использовать новейшие методы из области высокоточного машиностроения и медицинской диагностики. В итоге благодаря общей работе нескольких поколений реставраторов и появлению новых технологических возможностей икону удалось не только сохранить, но и очистить от многовековых поновлений.
Сейчас подлинник иконы находится в реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в специально оборудованном помещении, с особым микроклиматом и приборами контроля. Искусствоведы и реставраторы в течение двух ближайших лет будут наблюдать за состоянием своей многострадальной «пациентки».
Однако на выставке в Центре им. И.Э. Грабаря можно увидеть очень точную реконструкцию иконы Богоматери Боголюбской с восполненными фрагментами авторской живописи и удаленными следами позднейших сюжетных дополнений. Таким образом, зритель увидит первоначальный вид памятника XII века, существенно отличающийся от привычной иконографии образа Богоматери Боголюбской, сложившейся в более поздние века. Сопровождает эту икону-реконструкцию подробный фотоотчет разных этапов реставрации, в который вошли уникальные фотографии и редкие документы из архивов Всероссийского центра реставрации им. И.Э. Грабаря
, Третьяковской галереи
, Владимиро-Суздальского музея-заповедника
.
Церковная история появления иконы гласит, что в середине XII века (около 1158–1163 годов) великий князь Андрей Георгиевич, прозванный Боголюбским, решил перенести столицу из Киева во Владимир. На подъезде к городу лошади княжеского поезда встали как вкопанные и отказались двигаться дальше. Андрей Боголюбский разбил на месте остановки шатер и устроился на ночлег, а во сне ему явилась сама Богородица. Князь приказал написать икону, изобразив Пречистую Деву такою, какой она ему явилась в ту ночь. На месте ее явления он построил свою резиденцию, монастырь с церковью, а поодаль — церковь Покрова Богородицы на Нерли.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна