Барышня и хулиган
Картина «Барышня и хулиган» — вторая сценарная работа Владимира Маяковского — была снята в 1918 году на студии киноателье «Нептун». Режиссером и оператором фильма выступил Евгений Славинский, его воспоминания об этих съемках опубликованы в каталоге Юрия Цивьяна «Великий Кинемо»:
Довольно долгое время (…) в моем архиве сохранялась небольшая книжечка, вышедшая в издании общедоступной библиотеки. Поля этой книжечки были исписаны, часть текста зачеркнута. Кое-где на полях и на желтой обложке имелись рисунки, чертежи, схемы будущих кадров. То была книжечка с произведением итальянского писателя д`Амичиса «Учительница рабочих».
Ее принес мне с надписями, помарками и пометками Владимир Маяковский. Это и был, по существу, сценарий нашего будущего фильма.
Мы посидели вместе, посовещались, начали составлять монтажный лист. Маяковский во время обсуждения вносил новые предложения, подчас необычные для кинематографии тех лет. Ему нравилось то, что я выслушивал его внимательно и во многом соглашался с его мнением. Режиссер другого его фильма не желал считаться даже с ценными замечаниями «какого-то футуриста». В то время на кинофабриках существовала своеобразная установка: сценаристов на съемках их картин не пускали. Чего доброго, начнут вмешиваться, протестовать против внесенных режиссеров, а подчас и хозяином или хозяйкой поправок к их первоначальному сюжету.
Но в данном случае сценарист являлся исполнителем главной роли, к тому же то был Владимир Маковский, поэт, которого я глубоко уважал, с которым был дружен.
В знак своего доброго отношения Владимир Владимирович подарил мне в дни съемок инсценировки «Мартина Идена», свою книгу «Облако в штанах», снабдив ее теплой надписью. (…)
Итак, маленькая книжечка д`Амичиса, вдоль и поперек исписанная и исчерканная Маяковским, стала нашим сценарием для постановки «Учительницы рабочих».
Правда, не окончательным.
Перед началом каждого съемочного дня Владимир Владимирович сообщал мне свои новые мысли и предложения, но для того, чтобы реализовать их полностью, нужно было располагать временем.
Нам же дали на всю постановку картины едва ли больше недели. Снимать приходилось день за днем, подряд, без передышки. Фабрикант не потерпел бы простоя.
Между тем поправки, вносимые моим необычным актером в мизансцены, всегда вели к лаконичности, простоте и ясности, возражать против них не приходилось. (…)
Перед началом съемочного дня мы сообща делали монтажный лист и приступали к работе. Картина «Барышня и хулиган» была снята в основном на территории ателье, где имелись пруд, лужайка, сад. Некоторые сцены надо было разыграть на фоне невзрачных улиц заштатного города.
Для этой цели не понадобилось возводить декораций, не пришлось совершать далеких выездов из Москвы «на натуру». Достаточно было выйти за ворота ателье.
Тот же Самарский переулок и прилегающие к нему Екатерининские улицы с их деревянными домишками, с незамощенными мостовыми, послужили нам фоном.
Ряд сцен появления хулигана на улицах мы сняли в районе, где находилось ателье, и на территории нынешнего парка ЦДКА.
Маяковский ввел в фильм сцены, о которых в повести нет упоминаний. Им был придуман эпизод в трактире, где охмелевшему хулигану представляется видение — проходящая через толпу учительница.
Декораций для постановки фильма «Барышня и хулиган» почти не изготовляли. (…) Обходились все больше уголками. Один уголок изображал комнату учительницы, другой — школу, третий — кабинет директора или комнату, где умирал герой фильма.
Кстати, единственный спор с Маяковским во время съемок этой картины произошел у нас из-за концовки.
По д`Амичису, умирающий хулиган разрешает любимой девушке допустить к нему священника. Маяковский вымарал священника. Но по настоянию дирекции священник в конце фильма все же появился.
Впоследствии, когда фильм стал часто демонстрироваться на советском экране, эту концовку убрали, а название «Барышня и хулиган» заменили первоначальным — «Учительница рабочих».
Посреди пустыря стоял обычный в то время застекленный со всех сторон павильон для съемок. Он был похож на сарай. Возле него находились подсобные помещения.
На пустыре было пустынно и тихо. На площадке перед входом в павильон были разбросаны детали декораций, и на них сидели и скучали три или четыре человека. Они были в гриме. Очевидно, это были какие-то актеры, и мы попали в перерыв съемок какого-то фильма.
Мы подошли к этим людям и спросили:
— Что здесь снимают?
Один из них, который сидел к нам спиной, обернулся, сверкнул неповторимым взглядом внимательных черных глаз. С удивлением я увидел, что это Маяковский, но еще более удивился, когда заметил, что он тоже в гриме. Он объяснил, что тут идет съемка картины «Барышня и хулиган» по его сценарию.
Маяковский в кино! (…) Мне, как художнику и директору студии, было очень интересно посмотреть, в каком плане ведется съемка.
(…) С разрешения Маяковского я поспешил в павильон. Но там ничего особенного не было: осветители меняли места «юпитеров», реквизиторы расставляли самые обыкновенные вещи в самых обыкновенных декорациях. Никакого футуризма! Никакого кубизма!
Благодарим за предоставленный материал литературный интернет-проект «Новое литературное обозрение».