16+

Наш класс

Драма
2015
104 мин
Россия
Начать просмотр
Спектакль

Пьеса польского драматурга Тадеуша Слободзянека «Наш класс» продолжает дело знаменитого спектакля Тадеуша Кантора «Мертвый класс», посвященного теме вины польского народа перед замученными в годы холокоста евреями. «Мертвый класс» стал вехой не только в истории театра, но и в процессе коллективной европейской рефлексии относительно событий 30–40-х годов XX века. Пьеса Слободзянека — своеобразное эхо спектакля Кантора. В ней рассказывается об учениках одного простого школьного класса, которые годами жили по соседству и сидели за одними лавками в школе. Никому в голову не приходило выяснять национальную принадлежность друг друга. А когда фашисты поделили людей на «высшую» и «низшие» расы, вчерашние одноклассники вмиг обернулись кто палачом, кто жертвой.

«Наш класс» — чрезвычайно востребованная пьеса. Ее ставят и в Польше, и в США, и в Израиле, и в России. Например, осенью 2016-го премьеру по пьесе Слободзянека сыграли на Новой сцене Театра им. Вахтангова. Но команда Кемеровского театра драмы первой в нашей стране взялась за «Наш класс». В 2014 году эскиз спектакля показали в рамках театральной лаборатории. Режиссер Алессандра Джунтини попыталась вывести эту историю из конкретного временного контекста, перекинуть мост из прошлого в настоящее, также бурлящее национальными распрями. Попытка осовременить материал не очень понравилась автору пьесы, он долго не мог принять режиссерскую трактовку. Джунтини и Слободзянек продолжают искать компромиссный вариант, который бы устроил автора и интерпретатора.

Тем не менее из лабораторного эскиза «Наш класс» вырос в спектакль Кемеровского театра драмы. Его играют не на большой сцене, а в камерном пространстве, где зрители сидят по обе стороны от площадки. Чтобы максимально вовлечь молодых исполнителей в атмосферу пьесы, режиссер пошла на рискованное дополнение текста автора: дала актерам возможность выступить с личными монологами. «Актеры говорят на простые темы, связанные с сюжетной линией персонажа, — пишет критик Вера Сердечная в «Петербургском театральном журнале», — разлука, унижение, вера, справедливость, дети, эгоизм, насилие, любовь… И эти отрывки вступают в сложные отношения с пьесой, придают спектаклю смысловой объем, заставляя зрителя разгадывать эту связь».

«Наш класс» — серьезное испытание для исполнителей и зрителей. Пьеса и спектакль обращены к совести каждого. Героям Слободзянека эпоха устроила страшную проверку, и те, на чьей стороне была сила, ее не прошли. Поляки преследовали и мучили своих одноклассников-евреев. Кому-то из преследуемых удалось спастись, они уехали в другие страны и начали новую жизнь, но ужас пережитого никого не оставил до последних дней. После показов спектакля Алессандры Джунтини обычно устраивается обсуждение, и порой зрители жалуются: шли в театр, по привычке, за развлечением, а теперь пребывают в подавленном состоянии. Это естественная реакция на спектакль-раздражитель, и вместо жалоб стоит принести авторам и исполнителям благодарность: они предложили трудную, но необходимую каждому тему для размышлений.

Режиссер: Алессандра Джунтини
В ролях: Игорь Сорвилов, Иван Крылов, Юрий Алсуфьев, Владимир Волков, Максим Лифанов, Роман Хохлов, Андрей Куликов, Ангелина Стадникова, Олеся Шилова, Анастасия Остапенко

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна