«Пиковая дама» — Яков Протазанов, 1916
Лекторы: кинокритики Ирина Гращенкова, Максим Семенов, Ольга Галицкая, актер Егор Корешков.
Многих кинематографистов занимала эта повесть. С одной стороны, это некий петербургский анекдот: три карты, в одной ошибся — и все пропало, пропала жизнь. С другой стороны, это необыкновенно тонкое, ироничное, философическое произведение Пушкина. С третьей стороны, это вечный сюжет о ложных и подлинных ценностях, которые окружают человека.
Прикосновение к литературной классике потребовало новаторства в киноязыке и в киноэстетике. Впервые в этом фильме для того, чтобы передать атмосферу и настроение героя, проникнуть в его душевное состояние, камеру сняли со штатива. Впервые в этом фильме была освоена ракурсная съемка. И впервые была применена широкофокусная оптика.
Ирина Гращенкова: «1916 год. Уже второй год идет страшная Первая мировая война. Все дышит назревающей революцией. И вот эта игра страстей, эта игра самолюбий, эта игра желания обогатиться, когда на продаже в армию какой-нибудь партии гнилых сапог можно было стать миллионером, — вот это все окружало Протазанова. Он как художник очень чуткий на то, что происходит вокруг — хотя потом он облекал в свои формы выражения — поэтому и обратился к этой повести, и именно в 1916 году».
Максим Семенов: «Протазанов был одним из первых режиссеров; он использовал все новые достижения, которые появились в современном кинематографе, и при этом он оставался самим собой. Это помогло приспособиться к краху русского дореволюционного кинематографа, приспособиться к условиям работы в Европе».