Слуга двух господ
Фильм-спектакль Ленинградского Большого драматического театра им. Горького по одноименной пьесе Карло Гольдони.
Фрагмент статьи профессора Майи Молодцовой о комедии Гольдони («Петербургский театральный журнал», 2007 г.):
<…> «Слуга двух господ» — одна из ранних комедий Гольдони, его первый нетленный венецианский шедевр…
«Слуга двух господ» возник из импровизаций актера Антонио Сакки (1708–1788), создавшего вариант маски дзанни (слуги) из комедии дель арте по имени Труффальдино. Труффальдино Баттоккио из Бергамо… Строго говоря, Сакки являлся соавтором Гольдони только в пределах этой масочной роли. Сюжет комедии старше, он восходит к сценариям XVI века. Он стандартный, или «классический», если можно применить этот термин к пьесе из репертуара комедии дель арте, и устроен по простейшей схеме: Любовники (это амплуа) хотят пожениться, Старики им мешают, а Дзанни помогают. Любовников здесь две пары. Первая — лирико-романтическая: Беатриче Распони и Флориндо Аретузи, оба из Турина, а вторая — лирико-комедийная: Клариче, дочь купца Панталоне деи Бизоньози, и Сильвио, сын Доктора Ломбарди. Они венецианцы.
Коллизии, переживаемые второй парой, целиком зависят от судьбы первой. <…> Но почти до конца действия благородные господа не подозревают, что большинство недоразумений происходило из-за Труффальдино, который нанялся служить сразу двум хозяевам, да проделал это так ловко, что сумел не попасться на плутне, а признался в ней сам, и то лишь когда понял, что больше притворяться самому невыгодно.
Гольдони создал характер Труффальдино, соединив свойства двух дзанни — умника и простака. Он пересоздал также все остальные характеры-типы старой комедии дель арте на просветительский лад, поставив персонажей перед необходимостью решать конкретные проблемы и действовать в хорошо узнаваемой житейской обстановке по законам своего времени — XVIII века». <…>
Фрагмент статьи «Экранизация классики» из «Энциклопедии отечественного кино»:
Классика в первые послевоенные годы была забыта. Вспомнили о ней в период «малокартинья». Когда на каждой студии выпускалось не больше шести фильмов в год (а бывало, что и не больше одного), контроль за ними, разумеется, велся особый. Наиболее простым способом уберечься от прокола был выбор «безопасного» материала — классики. А лучше всего — уже проверенных и одобренных свыше театральных спектаклей. Отдельные удачные театральные постановки переносились на экран и в довоенные времена. <…> Но массовое производство фильмов-спектаклей началось только в 1951 году. На экран переносились лишь постановки крупных академических театров: МХАТа, Малого, Вахтанговского в Москве, Пушкинского и БДТ в Ленинграде. Спектакли также были академические. <…> Правда, начиная с 1953 года стали выходить и экранизации действительно интересных спектаклей: популярнейшей «Свадьбы с приданым» (1953) Бориса Равенских, спектакля Николая Акимова «Весна в Москве» (1953), <…> дебюта молодого ленинградского режиссера Григория Никулина «Слуга двух господ» (1953). Кстати, после успеха этой картины Никулин перешел в кинематограф». <…>