Жизнь и судьба
Многосерийный фильм «Жизнь и судьба» вышел на экраны 14 октября 2012 года. Фильм снят по одноименному роману Василия Гроссмана, долгое время запрещенному в СССР и опубликованному только в 1988 году, почти через 30 лет после смерти автора. Для кино текст Гроссмана адаптировал сценарист Эдуард Володарский. Режиссером картины стал Сергей Урсуляк, главные роли исполнили Сергей Маковецкий, Анна Михалкова, Александр Никольский, Александр Балуев, Антон Кузнецов, Полина Агуреева и другие.
Специально для съемок были выстроены грандиозные декорации улиц Сталинграда, воссозданы места ожесточенных боев. Также были сделаны диорамы сражений, макеты зданий и военной техники. В фильме использовалась автомобильная и военная техника той эпохи.
О своей работе над фильмом в интервью телеканалу «Россия 1» рассказали исполнители главных ролей.
Полина Агуреева:
«Мне кажется, что снимать про войну — это очень ответственный шаг, тем более что снято столько прекрасных фильмов о войне, таких как «Отец солдата» или «Они сражались за Родину». Новый язык для того, чтобы переосмыслить эти события, еще не придуман, как мне кажется.
У Сергея Владимировича прекрасная атмосфера на площадке. Такой легкой, дружеской, но при этом рабочей обстановки я не встречала. Конечно, это зависит от него. Он очень остроумный и очень честный по отношению к работе человек. Это сочетание и рождает такую атмосферу.
Каждый режиссер сам отвечает на вопрос, нужно ли снимать фильм о войне, но мне кажется, что Сергей Владимирович пытался снять картину не о войне, а о человеке на войне, потому что и роман «Жизнь и судьба» — это все-таки книга о судьбах, о людях, которые меняются, падают и возрождаются. Конечно, война — это большое событие. Но я думаю, что только в этом контексте стоит снимать фильм о войне, только если ты хочешь сделать кино про человека.
Для меня Женя — это человек, который не смог донести свой крест. Она, конечно, обаятельная, женственная, но… Конечно, ее жалко. Мне и себя было жалко, когда я стояла в этих очередях на съемках. Но характеру Жени военные события ничего не дали, она все потеряла. Многие люди приобрели, потому что и потрясения могут вознести человека, если он цельный. А если нет, то потрясения рушат. Мой персонаж из второй группы.
Любой хороший фильм стоит смотреть для того, чтобы понять что-то в себе. Он не про время, не про персонажей. Это произведение, которое задает много вопросов, благодаря которым можно куда-то двигаться».
Анна Михалкова:
«Я считаю, что роман Гроссмана незаслуженно обойден вниманием. Это очень большой писатель, но у него и близко нет той известности, которая могла бы быть, даже среди современных читателей. Совсем немногие знают о «Жизни и судьбе», а ведь Гроссман как раз из тех писателей, в которых сочетается все — и напряжение, и образность, и неспешность рассказа. Роман не скучный, но неторопливый и подробный.
Я с восторгом отнеслась к предложению сниматься в этом фильме, потому что здесь сочетается все — и высококлассная литература, и фантастический режиссер с хорошей командой, и прекрасный состав актеров.
Зритель этой экранизации — это все-таки мало-мальски развитая личность. Может быть, кто-то, кому это не близко, увлечется и досмотрит фильм до конца, и это сделает его лучше. Я надеюсь, что когда-нибудь наступит такой момент, когда на вопрос «Смотрели ли вы фильм «Жизнь и судьба»?» — ответить «нет» будет неловко».
Сергей Пускепалиc:
«Для меня было огромной честью оказаться в числе людей, работающих над этим произведением. Роман произвел на меня колоссальное впечатление. В свое время он как-то от меня ускользнул, и до момента съемок я не был с ним знаком. О творчестве Гроссмана знал только в рамках общего образования. Когда же поступило предложение сниматься, я очень внимательно прочел это произведение. Даже не знаю, что я испытал: ужас, радость, любовь, счастье, потрясение от всех ситуаций, которые там описаны.
Работая над проектом, я как будто побывал в машине времени и хоть не некоторое мгновение прочувствовал эти события. Мне кажется, что после этого фильма его зрители будут бережнее относиться друг к другу. Даже просмотр наше картины — это труд, а не развлечение».