От Вертова до Звягинцева: российские фильмы, которые покорили мир
В 1908 году в Российской империи был снят первый художественный фильм «Понизовая вольница» (другие названия «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»). С тех пор отечественный кинематограф подарил миру не один шедевр, а некоторые фильмы оказали заметное влияние на развитие кино в целом. Мы публикуем подборку русскоязычных картин, которые по праву можно назвать мировыми шедеврами.
«Броненосец Потемкин» (1925)
Режиссер: Сергей Эйзенштейн
Один из наиболее известных фильмов Эйзенштейна, созданный к 20-летию первой русской революции (1905 года). Несмотря на то, что картина снята по заказу правительства, «Броненосец «Потемкин» оказался визитной карточкой советского кинематографа и сразу после премьеры в СССР был продан в Германию.
Итоговый вариант фильма заметно расходится с тем, что хотели увидеть члены юбилейной комиссии ВЦИКа. Эйзенштейн переработал громоздкий сценарий Нины Агаджановой, насыщенный историческими событиями, и оставил один небольшой эпизод, связанный с восстанием на броненосце. В картину вошли и те фрагменты, которые не были задуманы даже режиссером. В итоге получилось грандиозное по тем временам кинополотно, которое будет неоднократно цитироваться в других художественных и анимационных фильмах. Лучшими эпизодами «Броненосца» критики считают сцену расстрела мирных жителей на знаменитой одесской лестнице и сцену торжества восставших матросов в финале: поднятие революционного флага на корабле. Красный флаг Эйзенштейн раскрашивал вручную, и это был один из тех редких экспериментов, предвещавших появление цветного кинематографа.
Изначально фильм был немым, озвучили его только через пять лет после выпуска. Музыку к его прокату в разное время писали Эдмунд Майзель, Дмитрий Шостакович и другие российские и зарубежные композиторы, а в Берлине во время показов «Броненосца «Потемкина» звучали песни «Вы жертвою пали» и «Дубинушка».
До сих пор фильм Эйзенштейна известен во всем мире. Он входит в рейтинг десяти самых значительных фильмов мирового кино, который публикуется британским журналом Sight& Sound каждые десять лет, а в 2010 году занял третье место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа».
«Человек с киноаппаратом» (1929)
Режиссер: Дзига Вертов
Экспериментальный бессюжетный фильм, призванный продемонстрировать возможности «киноглаза». Вертов с женой и братом, Борисом Кауфманом, буквально конструируют новую реальность, собирая фильм из различных кадров, многие из которых длятся лишь несколько секунд. Отснятый материал приобретает смысл с помощью монтажа, который превращает выхваченные из повседневности образы в гимн человеческому труду. Так Дзига Вертов надеялся доказать, что современный язык кино универсален, понятен и принципиально отличается от языка литературы и театра. Кинотехнике, по глубокому убеждению Вертова, доступно то, что не увидеть человеческому глазу: сквозь весь фильм проходит человек с киноаппаратом, создавая впечатление, что с камерой он способен быть всегда и везде, видеть всё и сразу.
Фильм Вертова был не раз высоко оценен критиками и теоретиками кино. Так, в 2014 году журнал Sight& Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времен, а двумя годами ранее в этом же издании «Человек с киноаппаратом» был включен в общий список лучших фильмов. Известный американский кинокритик Джим Хоберман назвал фильм Вертова кинематографическим эквивалентом джойсовского «Улисса».
«Летят Журавли» (1958)
Режиссер: Михаил Калатозов
В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов
В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов
Фильм — лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля.
История хрупкой девушки Вероники, потерявшей во время войны всех близких ей людей, тронула зрителей, а экзотическая красота и талант Самойловой обеспечили ей еще много ролей, среди которых — Анна Каренина. Для Татьяны Самойловой роль Вероники была второй в ее жизни, однако именно эта работа принесла актрисе мировую известность. Фильм с успехом прошел не только в СССР и Франции, но и в Германии, Чехословакии и Польше.
История хрупкой девушки Вероники, потерявшей во время войны всех близких ей людей, тронула зрителей, а экзотическая красота и талант Самойловой обеспечили ей еще много ролей, среди которых — Анна Каренина. Для Татьяны Самойловой роль Вероники была второй в ее жизни, однако именно эта работа принесла актрисе мировую известность. Фильм с успехом прошел не только в СССР и Франции, но и в Германии, Чехословакии и Польше.
Помимо Золотой пальмовой ветви, «Летят журавли» удостоились еще и Особого упоминания на том же Каннском фестивале 1958 года, а также были представлены в двух номинациях на премию Британской киноакадемии.
«Андрей Рублев» («Страсти по Андрею», 1966)
Режиссер: Андрей Тарковский
В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько
В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько
Картина, ставшая символом авторского интеллектуального кино. Появление «Андрея Рублева» стало настоящим событием не только в советском кино, но и во всем кинематографическом мире.
Восемь новел, почти не связанных между собой, отражают и картину средневековой Руси, и духовные искания художника. Лейтмотивом через весь фильм идет философский спор Андрея Рублева и Феофана Грека, и разрушительный порою поиск первого противопоставляется спокойному молитвенно-созерцательному отношению к жизни и искусству второго.
Восемь новел, почти не связанных между собой, отражают и картину средневековой Руси, и духовные искания художника. Лейтмотивом через весь фильм идет философский спор Андрея Рублева и Феофана Грека, и разрушительный порою поиск первого противопоставляется спокойному молитвенно-созерцательному отношению к жизни и искусству второго.
Создание «Андрея Рублева» потребовало много сил и жертв не только от режиссера Тарковского и сценариста Андрея Кончаловского, но и от всей съемочной группы. По сюжету за убиенного им человека Андрей Рублев берет на себя обет молчания, который держит около пятнадцати лет, исполнитель главной роли Анатолий Солоницын молчал 4 месяца, чтобы голос в момент снятия обета звучал правдоподобно хриплым, а Ролану Быкову пришлось самостоятельно написать частушки для своей роли скомороха.
Помимо всевозможных рейтингов и списков «лучших фильмов» у «Рублева» есть и вполне реальные награды: приз ФИПРЕССИ МКФ в Каннах-69, премия французской критики «Prix Léon Moussinac» как лучшему иностранному фильму, демонстрировавшемуся на экранах Франции в 1969 году, почетный диплом МКФ в Белграде-73 и многие другие.
«Война и мир» (1967)
Режиссер: Сергей Бондарчук
В ролях: Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук
В ролях: Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук
Один из самых масштабных кинопроектов СССР, для создания которого потребовалось участие всей страны. С начала и до конца съемок «Войну и мир» курировало Министерство культуры СССР, в разное время «спонсорами» выступали Министерство обороны и Министерство легкой промышленности. Специально для фильма был создан отдельный кинематографический кавалерийский полк, насчитывавший около 1500 всадников, а огромная массовка в 120 тысяч солдат упомянута в Книге рекордов Гиннесса. Русская экранизация знаменитого романа стала ответом на выход голливудского фильма с Витторио Гассманом и Одри Хепберн в главных ролях, а ее выход совпал со 150-летием Бородинской битвы.
Несмотря на все условия, созданные для съемок, в работе над картиной были и свои проблемы: конфликты в съемочной группе и тяжелый кастинг, по итогам которого Пьера Безухова пришлось играть самому режиссеру. В фильм было вложено много сил, и результат не заставил себя долго ждать.
Кинокритики тепло отнеслись к работе Бондарчука, о чем свидетельствует широкий прокат и многочисленные награды. Фильм получил «Оскара», премию BAFTA, «Золотой глобус» и многие другие награды. Хотя в этой «бочке меда» есть и своя ложечка дегтя: известный филолог Юрий Лотман сравнил картину с богатой иллюстрацией, «напоминающей роскошные подарочные издания, чуждые самому духу толстовского творчества».
«Зеркало» (1974)
Режиссер: Андрей Тарковский
В ролях: Маргарита Терехова, Олег Янковский, Иннокентий Смоктуновский
В ролях: Маргарита Терехова, Олег Янковский, Иннокентий Смоктуновский
Фильм — сон, фильм — биография, фильм — исповедь. Даже актрису Маргариту Терехову Тарковский утвердил на роль только потому, что она похожа на его мать. В картине появляется и настоящая мать режиссера. Впервые Тарковский включает в свое произведение стихи отца, а среди декораций множество вещей, которыми Андрей Арсеньевич когда-то пользовался сам.
«Зеркало» — это работа, к созданию которой Тарковский готовился дольше и серьезнее остальных своих фильмов. По словам самого автора, он снимал картину о близких людях, «о своей бесконечной любви и боли по ним». Критикам же видится ностальгия, боль утраты и вечные конфликты мужчины и женщины, отца и ребенка.
Фильм можно разбирать по кадрам, долго-долго любуясь отдельными эпизодами и всей картиной целиком, это необыкновенно лирическое, немассовое кино, для людей, которые «умеют читать книги, слушать музыку, глядеть живопись».
«Зеркало», как и многие другие фильмы Тарковского, очень быстро стало известно не только в СССР, но и за рубежом. В 1980 году картина получила приз «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм, показанный в Италии.
«Сталкер» (1979)
Режиссер: Андрей Тарковский
В ролях: Александр Кайдановский, Николай Гринько, Анатолий Солоницын
В ролях: Александр Кайдановский, Николай Гринько, Анатолий Солоницын
Еще один шедевр Андрея Тарковского и последняя его работа, снятая в СССР. Считается, что фильм создан по мотивам повести «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких, но от повести в киноварианте не осталось практически ничего, кроме образа Зоны. Однако умалять роль Стругацких при анализе картины не стоит: братья стали авторами сценария и создали около девяти вариантов текста, сознательно наступая на горло своему произведению. Ни один из сценарных вариантов Тарковскому не нравился, и в конце концов, доведенные до отчаяния, писатели придумали образ сталкера-юродивого, который мы и видим в фильме.
Съемочный период длился три года и тоже оказался нелегким. Первый вариант пленки был испорчен, мешали конфликты в группе, инфаркт Тарковского, наступление зимы, во время которой нельзя было проводить натурные съемки. В итоге работа над фильмом была закончена только после третьего подхода, тогда-то стало ясно, что игра стоила свеч.
«Сталкера» называют одним из самых зрелых произведений Тарковского. Фильм без особой цензуры, хоть и с небольшим количеством копий, прошел в СССР и был продан на Запад. Картина получила премию экуменического жюри для внеконкурсного фильма на МКФ в Каннах в 1980 году и специальный приз «Лукино Висконти» в конкурсе «Давид ди Донателло».
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979–1986)
Режиссер: Игорь Масленников
В ролях: Василий Ливанов, Виталий Соломин
В ролях: Василий Ливанов, Виталий Соломин
Создатели русского сериала о приключениях Шерлока Холмса во многом повторили судьбу Конан Дойла — автора литературного первоисточника. История о сыщике-любителе, который может заткнуть за пояс полицейских из Скотланд-Ярда настолько понравилась зрителями, что съемочной группе пришлось не раз собираться, чтобы продолжить проект. В итоге съемки длились шесть лет, а их результатом стали пять фильмов по две серии каждый (исключением стала только «Собака Баскервилей» 1981 года). Такой непривычный формат фильма, где каждая серия — законченное произведение, помешал «Приключениям Шерлока Холмса и доктора Ватсона» быстро попасть на западные телеэкраны. Зато когда сериал все-таки был продан и переведен, даже чопорные британцы признали его одной из лучших экранизаций произведений сэра Артура Конан Дойла.
У самого сериала нет ни наград, ни премий, ни даже участия в известных рейтингах. Его первенство подтверждают награды актеров. Так, в 2005 году Василий Ливанов стал почетным членом ордена Британской империи за лучший экранный образ Шерлока Холмса, а через год послом Великобритании ему был вручен знак ордена. Памятник Шерлоку можно увидеть у Британского посольства в Москве.
«Иди и смотри» (1985)
Режиссер: Элем Климов
В ролях: Алексей Кравченко, Ольга Миронова, Любомирас Лауцявичюс
В ролях: Алексей Кравченко, Ольга Миронова, Любомирас Лауцявичюс
История белорусского подростка Флера, ставшего свидетелем издевательств нацистских карателей над мирным населением Белоруссии. Потрясения, пережитые ребенком, настолько велики, что за несколько дней его лицо превращается в морщинистую маску старика, на которой читается боль и безумие. Образ поседевшего подростка превратился в одну из самых ярких аллегорий Второй мировой.
Сценарий для фильма Элем Кимов, в детстве переживший эвакуацию из горящего Сталинграда, создавал вместе с белорусским писателем Алесем Адамовичем, непосредственным свидетелем геноцида. «Иди и смотри» — это и своеобразный призыв к миру, снятый в период холодной войны, когда, по словам самого Климова, почти физически ощущалась возможность Третьей мировой, и попытка увековечить память погибших жителей Хатыни, почти не известных миру. В съемках фильма участвовало много непрофессиональных актеров, которых режиссер заставил заново пережить войну, в результате получилась крайне эмоциональная и тяжелая картина.
Критики восприняли фильм очень по-разному, кто-то называл Климова мастером реализма, создавшим новый тип фильмов о войне, кто-то утверждал, что при всех достоинствах картины, «Иди и смотри» является чистой воды советской пропагандой. А для психологов и историков киноработа Элема Климова стала примером отражения в искусстве народной травмы. Среди наград картины — «Золотой приз» XIV Московского кинофестиваля, специальный приз I Международного кинофестиваля «Фестроя» (Португалия) и сразу три статуэтки XIX Всесоюзного кинофестиваля в Алма-Ате.
«Возвращение» (2003)
Режиссер: Андрей Звягинцев
В ролях: Владимир Гарин, Иван Добронравов, Константин Лавроненко
В ролях: Владимир Гарин, Иван Добронравов, Константин Лавроненко
Фильм режиссера-дебютанта буквально взорвал все крупные фестивальные площадки Европы. Картина получила 23 награды, среди которых сразу пять призов Венецианского фестиваля, включая Золотого льва, премия European Film Awards, приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Салониках.
История двух братьев, которые внезапно обрели отца, виденного только на фотографиях десятилетней давности, оказалась близкой многим зрителям. При бюджете в 400 000 долларов кассовые сборы картины составили 4 429 093 долларов.
«Возвращение» — это притча, многослойная как пирог и не всегда понятная после первого просмотра. По замечанию Андрея Плахова, Звягинцев в своем фильме возрождает эстетику Тарковского, наполняя картину трепетно-мистическим, почти религиозным отношением к природе. При этом у режиссера получился вполне современный фильм, местами захватывающий, местами заставляющий задуматься.