Как достижения космонавтики отразились в советском фарфоре

Аудиоверсия: Как достижения космонавтики отразились в советском фарфоре
00:00
С 1920-х в СССР фарфоровые изделия использовали для агитации: на них писали революционные лозунги, рисовали портреты государственных деятелей. С развитием новых технологий — запуском первого искусственного спутника Земли — в фарфоре появилась новая тема, космическая
. О том, как достижения советской науки отразились в этом виде искусства, читайте в материале портала «Культура.РФ».

«Дорога к звездам открыта»

Михаил Гетман. Плакат «Мы дружим и созидаем, и в космосе мир утверждаем!» (фрагмент). 1982. Музей Новосибирска, Новосибирск
Летчик-космонавт Юрий Гагарин с газетой «Комсомольская правда». 1961. Фотография: Всеволод Тарасевич / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Александр Кручина. Плакат «Слава советскому народу — покорителю космоса!» (фрагмент). 1961. Музей космонавтики, Москва
В 1950-х в СССР началась «космическая эра»: 4 октября 1957 года запустили первый в мире искусственный спутник Земли. Через два года межпланетная станция «Луна-3» передала первые снимки обратной стороны Луны. Советский конструктор Сергей Королев говорил: «Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!»
Уже в 1960 году Землю облетели собаки Белка и Стрелка, а 12 апреля 1961 года в космос отправился первый человек — летчик Юрий Гагарин
. Эти достижения прославили советскую науку. В агентстве France Press сообщали: «Советский Союз только что дал миру своего Христофора Колумба космического пространства».
Достижения космонавтики отразились в советском искусстве. В книге «Абстракция в России XX века» писали: «В 60-е годы, когда началось освоение человеком Вселенной, самыми популярными становятся космические темы, которые интерпретировались языком абстракции и символов». В СССР снимали фильмы
, писали стихи и создавали полотна о далеких планетах и звездах. Живописные панно с изображением Юрия Гагарина появлялись на торцах зданий, во дворах устанавливали детские площадки с сооружениями в форме ракет и спутников. В городах открывали планетарии
, в школах — научные и технические кружки.
Начиная с 1957 года космос все больше наполнял собой пространство повседневной жизни детей, будь то лестницы для лазания в форме ракеты на игровых площадках, самодельные макеты ракет в школьных классах, «сокровища» детских коллекций — почтовые марки
, значки и вымпелы с космической тематикой.
Историк Лариса Коновалова. Из статьи «Стану Гагариным, когда подрасту! Культ космоса во властных практиках и восприятии детей в конце 1950-х — 1960-е годы»

«Фарфоровый космос»

Выставка «Фарфоровый космос». Мемориальный музей космонавтики, Москва. Фотография: <a href="https://kosmo-museum.ru/events/farforovyy-kosmos" target="_blank">kosmo-museum.ru</a>
Выставка «Фарфоровый космос». Мемориальный музей космонавтики, Москва. Фотография: <a href="https://kosmo-museum.ru/events/farforovyy-kosmos" target="_blank">kosmo-museum.ru</a>
Выставка «Фарфоровый космос». Мемориальный музей космонавтики, Москва. Фотография: <a href="https://kosmo-museum.ru/events/farforovyy-kosmos" target="_blank">kosmo-museum.ru</a>
В конце 1950-х тема космоса появилась и в советском фарфоре. Этот материал начали использовать для агитации еще в годы Гражданской войны. Искусствовед Николай Бесчастнов писал: «Стремление донести революционные идеи до каждого человека посредством нанесения специальных рисунков на массовое промышленное изделие породило то, что сегодня называется агитационным фарфором». В те годы художники Государственного фарфорового завода (позднее — Ленинградский фарфоровый завод, сейчас — Императорский фарфоровый завод) создавали посуду и скульптуры, в которых прославляли достижения советской промышленности и сельского хозяйства.
Изделия, посвященные космонавтике, появились в 1950-х на крупнейших фарфоро-фаянсовых фабриках СССР: Ленинградском, Дулевском, Киевском, Конаковском заводах. Изготавливали их и на небольших предприятиях. Так, на Довбышском фарфоровом заводе в 1960 году создали шкатулки в виде межпланетной станции «Луна-3». В Житомире, на родине конструктора Сергея Королева, выпустили в его честь вазы.
Темой интересовались знаменитые скульпторы, которые работали с фарфором: Аста Бржезицкая, Владислав Щербина, Валентина и Николай Трегубовы. Они создавали статуэтки, настенные тарелки, вазы, посуду. В аннотации к выставке «Фарфоровый космос» в Музее космонавтики
в Москве писали: «Творчество… мастеров раскрывает в зримой форме взаимосвязь между человеком и дальними мирами. Статуэтки, бюсты, вазы, сервизы, панно с космическими сюжетами… становятся… напоминанием о великих событиях в истории человечества». В 1976 году на Дулевском фарфоровом заводе Аста Бржезицкая создала скульптурную композицию «Стыковка «Союз — Аполлон». Сюжетом стала стыковка советского и американского космических кораблей
, которая произошла в июле 1975 года. Их сближение получило название «рукопожатие в космосе».
Изготавливали подобные предметы и позже, в 1960–80-е годы. Героями скульптур и панно этого времени стали космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова и другие. Создавали в это время и абстрактные произведения на тему космоса. Среди них — статуэтка «Хозяйка космоса», которую изготовила скульптор Людмила Шушканова. Основой для нее стала переработанная композиция «Хозяйка Медной горы» по сказкам писателя Павла Бажова.
Часть изделий выпускали в единственном экземпляре — дарили космонавтам и конструкторам. В 1984 году специально для Анны Гагариной, матери Юрия Гагарина, на Коростенском фарфоровом заводе скульпторы Валентина и Николай Трегубовы и художница Елена Каневская изготовили сервиз. На его предметах изобразили портреты членов семьи Гагарина, его дом, а также планеты и звезды.
Свой сервиз был и у космонавта Алексея Леонова — первого человека, который вышел в открытый космос. Чайную посуду для него создали на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках в 2015 году. Там же изготовили несколько тарелок по эскизам другого советского космонавта — Владимира Джанибекова.
Сегодня космические сюжеты в фарфоре не пользуются такой популярностью, как в советское время. Однако выпускать изделия на эту тему продолжают и в наши дни. А в 2017 году миниатюра скульптора Владислава Щербины «Следы на Луне» побывала в космосе — на борту Международной космической станции.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна