Самые интересные факты о Таврическом дворце: триумф русского классицизма

Таврический дворец — одна из самых узнаваемых достопримечательностей Петербурга. Он служил резиденцией известным историческим личностям, Временному правительству и даже был казармой Конногвардейского полка. Эти и другие любопытные факты вспоминает «Культура.РФ».

От Потемкина до Карамзина: известные обитатели Таврического дворца

Иоганн Баптист Лампи-старший. Портрет Григория Потемкина. 1791 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Карл Штейбен. Портрет Александра Суворова. 1815 г. Артиллерийский музей, Санкт-Петербург
Алексей Венецианов. Портрет Николая Карамзина. 1828 г. Национальный музей Пушкина, Москва
Первым владельцем Таврического дворца
был светлейший князь Григорий Потемкин, фаворит Екатерины II. Он был генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний, но часто приезжал в Петербург. Каждый раз останавливаться в Зимнем дворце
в конце концов стало для него неудобно, поэтому в 1783 году он затеял строительство собственного палаццо. После возведения дворца он довольно скоро решил продать его в казну, однако в 1791 году особняк снова вернулся к своему хозяину: Екатерина II подарила его Потемкину в качестве благодарности за взятие турецкой крепости Измаил. Уже после смерти Потемкина, когда Таврический опять был выкуплен Екатериной, во дворце некоторое время жил полководец Александр Суворов
. Другим известным обитателем дворца был историк Николай Карамзин
, который провел в Таврическом последние дни своей жизни.

«Искусство спорит с прелестями природы»

Величественный дворец — работа архитектора Ивана Старова, который учился вместе с Потемкиным в гимназии Московского университета. Старов построил для князя не просто дом, а настоящую городскую усадьбу с роскошным парком.
Основу дворца составляют четыре основных помещения — Купольный зал, Большая галерея (Екатерининский зал), вестибюль и зимний сад. На момент возведения Таврического его Большая галерея была самым просторным дворцовым помещением российской столицы: длина зала составляла 74,5 метра, ширина — 14,9 метра. Зимний сад с редкими растениями также впечатлял современников.
Например, так о нем писал Гавриил Державин
: «При первом шаге представляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удобная, и разделенная в длину в два ряда еще 36 столпами. Кажется, что исполинскими силами вмещена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на малом пространстве здания. С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действие очарования или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благословленных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии».

И все-таки Таврический: какие еще названия были у дворца

Сначала дворец назывался Конногвардейским домом, поскольку располагался в слободе Конногвардейского полка, в котором когда-то служил Потемкин. Свое современное название Таврический дворец получил уже после смерти Потемкина по распоряжению Екатерины II. Таким образом увековечили присоединение Тавриды (Крыма) в 1787 году, которое смогло произойти во многом благодаря самому Потемкину. В 1918 году после убийства известного революционера Моисея Урицкого дворец был переименован в его честь. Но это название не прижилось, и довольно скоро историческое наименование Таврический вернулось.

От манежа до колыбели российской демократии: альтернативное использование здания

Таврический дворец. 25 апреля 1906 г. Депутаты Государственной Думы выбирают себе места. Фотография: Карл Булла / <a href="https://www.prlib.ru/item/407140" target="_blank" rel="noopener">prlib.ru</a>
Обвалившийся потолок в здании Государственной Думы в Таврическом Дворце. 2 (15) марта 1907 г. Фотография: Карл Булла / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17399280" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / Public Domain
Пленарное заседание Межпарламентской ассамблеи СНГ 17 апреля 2015 года в Таврическом Дворце. Фотография: Council.gov.ru / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=66603684" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
После смерти Потемкина дворец отреставрировал архитектор Федор Волков. По его проекту на месте Большого зала возвели церковь и пристроили к главному входу портик; а концертный холл он превратил в театр. Кроме того, ко входу в дворец был прорыт канал, соединявшийся с Невой, чтобы к Таврическому могли подплывать небольшие суда.
При Павле I здание снова подверглось реконструкции. После того как император отдал дворец в распоряжение Конногвардейского полка, в Екатерининском и Купольном залах был устроен манеж, а в других помещениях — казармы. В Зимнем саду были организованы конюшни.
В начале XX века дворец был передан Государственной Думе. После революции в Таврическом размещались Временный комитет и Временное правительство, а после в нем обосновался Петроградский совет рабочих депутатов.
Сегодня дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи стран — участников СНГ.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна