Кинопесни Высоцкого
Владимир Высоцкий снялся в 32 фильмах, пел он далеко не в каждой картине, но во многих из них звучат его песни в авторском исполнении.
Первый раз Высоцкий спел в кино в 1963 году. Это был фильм режиссера Виктора Турова по сценарию Геннадия Шпаликова «Я родом из детства». Владимир Семенович сыграл там своего тезку, радиста-капитана Володю, и исполнил две песни — «Братские могилы» и «Песню о звездах».
Но настоящий успех пришел к нему в 1967 году после картины «Вертикаль». Специально для этого фильма Высоцкий написал несколько альпинистских песен. Это «Песня о друге», «Вершина», «Военная песня», «Прощание с горами», «Свои обиды каждый человек», «Скалолазка» (в картину не вошла). «Альпинисты считали его своим, — пишет в своей книге «Черная кошка» режиссер Станислав Говорухин. — Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые… Люди воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ. Такая правда, такая ободранная до крови правда лезла из его военных песен. А ему, когда началась война, исполнилось три года… Он был мужчина, если хотите. По природе своей, по героическому нутру он должен был, вероятно, пойти в моряки, в летчики, в солдаты. Но для этого надо было иметь несколько жизней. Поэтому он в песнях проживал то, что хотел бы прожить в жизни. Он, будучи артистической натурой, как бы становился на мгновение тем, кем хотел быть. Свою несостоявшуюся ипостась находил он в этих песнях».
Действительно, каждая песня Владимира Высоцкого — это целый мир, целая жизнь, отдельная судьба. Несколько своих военных песен он спел в картине «Сыновья уходят в бой». Это «Песня о земле», «Он не вернулся из боя», «Сыновья уходят в бой».
Действительно, каждая песня Владимира Высоцкого — это целый мир, целая жизнь, отдельная судьба. Несколько своих военных песен он спел в картине «Сыновья уходят в бой». Это «Песня о земле», «Он не вернулся из боя», «Сыновья уходят в бой».
В картине Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли» Высоцкий сыграл музыканта. Как вспоминала второй режиссер фильма Софья Милькина: «Поскольку фильм задумывался на американском материале, то и виделся он нам сделанным в американской манере. А в американском кино очень широко используется прием сквозных баллад, и там есть блестящие их сочинители и исполнители. Мы просмотрели массу материала в фондах и убедились, что сделать такое у нас — вещь почти невозможная. Мы не видели ни автора, ни исполнителя…»
Была мысль даже пригласить американского певца Дина Рида. Но тут, на счастье, вспомнили о Высоцком. Ему была предложена роль уличного музыканта Билла Сигера. Для фильма он написал девять баллад. К сожалению, в конечном итоге в картину вошли всего две — «Баллада о манекенах» и «Баллада об уходе в рай».
Вообще, баллады играют большую роль в песенном творчестве Владимира Высоцкого, ему нравился этот жанр. Как нельзя кстати подходили они для фильма «Стрелы Робин Гуда», снятого режиссером Сергеем Тарасовым в 1975 году. В 1982 году, когда Высоцкого уже не было в живых, этот же режиссер снял картину «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» по роману Вальтера Скотта, где использовал музыкальные баллады Владимира Семеновича из «Стрел Робин Гуда». Основной была проникновенная «Баллада о любви» с поразительно верными словами: «Я дышу, и, значит, — я люблю. Я люблю, и, значит, — я живу».
Вообще, баллады играют большую роль в песенном творчестве Владимира Высоцкого, ему нравился этот жанр. Как нельзя кстати подходили они для фильма «Стрелы Робин Гуда», снятого режиссером Сергеем Тарасовым в 1975 году. В 1982 году, когда Высоцкого уже не было в живых, этот же режиссер снял картину «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» по роману Вальтера Скотта, где использовал музыкальные баллады Владимира Семеновича из «Стрел Робин Гуда». Основной была проникновенная «Баллада о любви» с поразительно верными словами: «Я дышу, и, значит, — я люблю. Я люблю, и, значит, — я живу».
Вот только доблестный Глеб Жеглов из «Место встречи изменить нельзя» песен Владимира Высоцкого так и не спел! Хотя в одном из эпизодов картины Глеб Егорыч, будучи в хорошем расположении духа, присаживается ненадолго за рояль и напевает, подыгрывая себе, песню Александра Вертинского «Лиловый негр».
Звучит песня в исполнении Владимира Высоцкого в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Когда царь нечаянно садится на магнитофон и включает его, оттуда несется голос Высоцкого: «Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная!» Иван Васильевич сначала жутко пугается, но потом проникается песней и дослушивает ее почти до конца.
Песни Владимира Высоцкого звучат и в современных фильмах. В картине режиссера Анны Меликян «Про любовь» (победитель прошлогоднего «Кинотавра») героиня одной из новелл, японская студентка, после свидания с русским мужчиной окрыленная идет к себе в отель, а в наушниках у нее звучит: «Свежий ветер избранных пьянил. / С ног сбивал, из мертвых воскрешал. / Потому что, если не любил, / значит, и не жил, и не дышал». Все та же, вечная «Баллада о любви» Владимира Высоцкого!
Песни Владимира Высоцкого звучат и в современных фильмах. В картине режиссера Анны Меликян «Про любовь» (победитель прошлогоднего «Кинотавра») героиня одной из новелл, японская студентка, после свидания с русским мужчиной окрыленная идет к себе в отель, а в наушниках у нее звучит: «Свежий ветер избранных пьянил. / С ног сбивал, из мертвых воскрешал. / Потому что, если не любил, / значит, и не жил, и не дышал». Все та же, вечная «Баллада о любви» Владимира Высоцкого!