Перепетые песни Высоцкого

Песни Владимира Высоцкого невозможно списать в архив, хотя с момента их появления прошли десятилетия. Впервые они были спеты так пронзительно, что исполнить со сцены их решится не каждый. Но это песни, которые хочется петь. У костра, в компании друзей, и все же вынести свою версию на суд зрителей — потому что душа просит или как дань памяти автору. Кто брался за исполнение любимых песен вспомним с Натальей Летниковой.

«Беда»

Алла Пугачева
, Диана Арбенина, Ольга Кормухина, Тамара Гвердцители
«Я несла свою беду…» — рассказывали общую историю многие яркие женщины со сцены — с грустью, чувством и надрывом, который так или иначе прорывается в этой песне. Но первая из них «русская, только с французским паспортом» — Марина Влади. Эту пронзительную песню
Владимир Высоцкий
написал для своей жены и общей, семейной пластинки. Влади поет ее и по сей день. Только уже одна.

«Тот, который не стрелял»

Николай Караченцов
вслед за Владимиром Высоцким спел
о войне. Дядя Высоцкого рассказывал историю о том, как батальон держал оборону и получил приказ «держаться, несмотря на открытые фланги». После решения отвести батальон командира приказали расстрелять. Но шквальный огонь не дал привести приказ в исполнение. Человек остался жив, и появилась песня.

«Банька по-белому»

«Он был для нас, московских ребят, очень близким человеком» — Гарик Сукачев о Владимире Высоцком. Еще в 1993 году в альбом каверов «Бригады С» вошла песня «Банька по-белому» — первая песня
Высоцкого, прозвучавшая со сцены в исполнении рок-группы. Спустя лет десять перепевок набралось на целый диск, вышла даже виниловая пластинка. «Мой Высоцкий» — тринадцать песен. Песни, в которых рок-музыкант видит веселую отвагу.

«Странные скачки»

Первый альбом памяти Владимира Высоцкого от Юрия Шевчука. Диск DDT Records, собравший 14 песен в исполнении отечественных рок-музыкантов, вышел ровно 20 лет назад. Сергей Чиграков, или Чиж, «Чайф», «Алиса», «Калинов мост», Сергей Галанин и Константин Кинчев написали собственную музыку к стихотворениям Высоцкого. На обложке диска — две гитары: шестиструнная, на которой играют современные музыканты, и семиструнная — Владимира Высоцкого. Как мост через годы. Сам вдохновитель проекта спел «Чужой дом» под аккомпанемент «Оркестра Митьков».

«Кони привередливые»

Одна из самых популярных песен Высоцкого. Написана в 1972 году для фильма «Земля Санникова»
. В картину так и не попала, как не попал в фильм и сам Владимир Высоцкий — на роль Крестовского. Песня
о жизни, смерти, преодолении часто звучала на концертах Высоцкого от Москвы до Нью-Йорка. Вошла в репертуар многих исполнителей. «Коней» пели Тамара Миансарова, Дмитрий Певцов, Гарик Сукачев, Григорий Лепс, Александр Малинин, а польская певица Марыля Родович превратила песню в балладу.

«Баллада о борьбе»

Одна
из шести, написанных для фильма «Стрелы Робин Гуда». Вошла в режиссерскую версию, в прокате же по рекомендации цензуры звучали совсем другие мелодии. Уже после смерти автора тот же режиссер Сергей Тарасов снял «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго», где и прозвучала песня в исполнении Высоцкого. «Значит, нужные книги ты в детстве читал», — поет уже в ХХI веке группа «Мельница». Черно-белый спокойный, сдержанный клип и Хелависа с мечом внушительных размеров в руках.

«Купола российские»

Птица Сирин, Алконост, Гамаюн… Грусть, радость, надежда… И диалог с самим собой о России и посвящение другу — Михаилу Шемякину. Писал Высоцкий «Купола» для фильма «Как царь Петр арапа женил». В картине, как это часто бывало в случае с Высоцким, песня так и не прозвучала, хотя сам актер исполнил главную роль. «Как засмотрится мне нынче, как задышится», — пели Алексей Глызин, Григорий Лепс, Дмитрий Певцов с группой «КарТуш», и совсем неожиданный вариант — в исполнении ансамбля древнерусской и средневековой духовной музыки «Сирин».

«Песня Кэрролла»

Небольшая часть целой сказки на музыку Владимира Высоцкого. Единственный диск-гигант, вышедший на родине при жизни музыканта. Марина Влади была Алисой в постановке на Парижском радио, Высоцкий взялся за Алису в Москве. Потратил три года жизни. «Много неясного в странной стране…» — песни вызывали слишком много вопросов. Но музыка Высоцкого получила невиданную огранку — классическая оркестровая обработка. Исполнял и сам автор, и Всеволод Абдулов, вкрадчивый голос которого так любили дети ХХ века. «Бегают фантазии на тоненьких ногах», — поет Вячеслав Бутусов
с дочерью Ксенией в ХХI веке. Такие истории не забываются, как и песни.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна