Они сражались за Родину. Актеры-фронтовики
С каждым годом их становится все меньше. Людей, прошедших через страшное горнило той войны, выстоявших и победивших. Среди них немало и кинематографистов, сменивших военные гимнастерки на сценические костюмы, взявших вместо винтовок в руки кинокамеры, чтобы запечатлеть на пленке правду о тех горьких днях и рассказать нам, не нюхавшим пороха и не лежавшим в окопах, о том, как это было. Их становится все меньше, их практически уже нет, но остается наша память и великая благодарность.
Анатолий Папанов
Анатолия Папанова взяли в армию в первый день военных действий. Он стал зенитчиком, командовал взводом, получил несколько ранений. Взрывом ему изуродовало правую ногу, оторвало два пальца. Шесть месяцев Анатолий Дмитриевич пролежал в госпитале. В 21 год стал инвалидом и был комиссован из армии. Потом хромой, с палочкой пришел поступать в ГИТИС. Его взяли сразу на второй курс. В жизни для него война закончилась. В кино только начиналась.
Именно Папанова выбрал Константин Симонов на роль генерала Серпилина в картину «Живые и мертвые». Это одна из лучших работ актера. Фильм занял первое место в кинопрокате, получил призы на кинофестивалях в Москве, Карловых Варах, Акапулько. За роль Серпилина Папанов был удостоен Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых.
Еще одну свою знаменитую «военную» роль актер сыграл в великолепном фильме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», которому, кстати, в этом году исполнилось 45 лет. В картине нет эпизодов войны, нет взрывов, стрельбы, крови. Просто встреча четырех фронтовых друзей и одной боевой подруги много лет спустя после войны. Но это действует намного сильнее, чем кадры военных действий. И когда друзья поют: «Здесь птицы не поют, деревья не растут, и только мы плечом к плечу врастаем в землю тут…» — невозможно сдержать слез, даже если смотришь фильм далеко не в первый раз.
Зиновий Гердт
Зиновий Ефимович отказался поступить во фронтовой театр и ушел на войну добровольцем. Стал сапером и закончил Великую Отечественную командиром саперной роты в звании старшего лейтенанта. Во время боевых действий Гердт получил тяжелое ранение, после чего ему пришлось перенести 11 операций. Одна нога стала короче на 8 сантиметров, хромота осталась на всю жизнь. Но даже это великолепный актер прекрасно обыгрывал в своих ролях. Стоит вспомнить хотя бы его эпизодического персонажа в картине «О бедном гусаре замолвите слово»! Хромающий сыщик-любитель, которого подлец Мерзляев нанял, чтобы следить за Настенькой, никак не мог угнаться за шустрой девушкой. А иногда талант актера, наоборот, заставлял забыть о его хромоте. До конца своих дней актер-фронтовик сохранял оптимизм и волю к жизни.
Петр Тодоровский
Удивительный оптимизм и жизнелюбие отличали и другого фронтовика — Петра Тодоровского. Невозможно забыть обаятельную улыбку Петра Ефимовича! Он в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии Первого Белорусского фронта дошел фронтовыми дорогами до Эльбы. «Приятное — это 8 мая 1945 года на Эльбе! — вспоминал Петр Ефимович. — Это было потрясающее ощущение — просто наступила тишина. Мы с тяжелыми боями вышли к мосту, а по ту сторону уже стояли американцы, они раньше подошли. И тут тишина, и река, и трава, и слышно, как поют птицы… Мы валялись в траве вместе с лошадьми, сбросив вонючие портянки, и не верили, что остались живы. Потом эта тишина легла у меня в сценарий фильма «Оглушенный тишиной».
К военной теме в своих картинах Петр Тодоровский возвращался неоднократно. Правда, он в основном не снимал батальных сцен, не показывал войну напрямую. Но в его пронзительных, искренних фильмах эта тема звучала громким набатом, оглушая и заставляя лишний раз задумываться о беспощадности и великой трагедийности войны. Как, например, в таких фильмах, как «Военно-полевой роман» и «Анкор, еще анкор!», действие в которых происходит уже после победного мая 45-го. Два своих последних фильма — «В созвездии Быка» и «Риорита» — Тодоровский тоже посвятил войне. А уже после ухода Петра Ефимовича из жизни жена режиссера Мира Тодоровская экранизировала его сценарий «Встреча на Эльбе».
Сергей Бондарчук
Фронтовик Сергей Бондарчук награжден орденом Отечественной войны II степени. Свою режиссерскую карьеру начал с военного фильма «Судьба человека», где сам и сыграл главную роль. В 1975 году Сергей Бондарчук снял знаменитый фильм «Они сражались за Родину» по одноименному роману Михаила Шолохова. В 1976 году этот фильм был назван лучшим по опросу журнала «Советский экран». Сам Бондарчук сыграл в картине роль рядового Ивана Звягинцева. В фильме снимались и другие актеры-фронтовики: Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский, Алексей Ванин и Николай Волков.