16+

Оптимистическая трагедия

Драма
1977
139 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
2 серии

Спектакль поставлен в 1977 году по одноименной пьесе Всеволода Вишневского.

Фрагмент книги Леонида Варпаховского «Наблюдения. Анализ. Опыт». ВТО, 1978 год

<…> Всеволод Вишневский написал «Оптимистическую трагедию» в 1932 году. <…>

<…> Путь Вишневского к «Оптимистической трагедии» был сложным и длинным. Это была его пятая пьеса. <…> Еще в 1933 году, в связи с постановкой Камерного театра, «Правда» писала: «Хотя пьеса и повествует об истории, пусть и недавней, но это насквозь злободневная пьеса. Она в такой же мере устремлена в прошедшее, как и в грядущее… «Оптимистическая трагедия» — новый тип и пьесы, и спектакля. Он насквозь агитационный. Но если это агитация, то агитация, поднятая на высоту подлинного искусства». <…>

Первый вариант «Оптимистической трагедии» был написан за несколько дней, хотя тема пьесы созревала много лет. В дневниках и письмах писателя мы находим следующие признания: «…Тема для меня очень близка. Литературное осуществление этой темы было начато примерно в 19-м году. Постепенно, шаг за шагом, материал откладывался… Уже появляется первая тема — «Маленькая женщина», беседы, инструктивность, тема суда, тема боя, тема ревности, тема начала… Написал ее затем по черновикам — в 3 дня — 3 акта». <…>

Вишневский начал с разработки столкновения двух главных противоборствующих сил, двух комиссаров — от партии большевиков и от партии анархистов и их борьбы за матросскую массу. В основе замысла лежали подлинные герои, нарисованные с натуры, и столкновения между ними, имевшие место в жизни. Это были не портреты отдельных лиц; образы пьесы были собирательными, но основывались они на множестве конкретных лиц, взятых писателем прямо из жизни. Выступая на обсуждении «Оптимистической трагедии» в Камерном театре, Вишневский говорил: «Наблюдения за старыми бойцами, беседы с ними, проверка тонуса старых партизан — все эти восприятия начинают преобразовываться в плане художественном. Слышишь голоса своих героев, слышишь разговоры, слышишь чей-то сифилитический хрип. Это люди, которые погибли в портах. Это люди Одессы, Александрии, Марселя. И вот среди этого плана контрастом видишь Евгению Бош, Островскую, Ларису Рейснер, Землячку времен семнадцатого-восемнадцатого года». <…>

В результате была создана пьеса, признанная одним из лучших произведений советской драматургии. <…>

Настоящее широкое признание пьеса Вишневского получила в постановке Камерного театра, премьера в котором состоялась через девять месяцев после киевской постановки (в 1934 году. — Прим. ред.). Знаменитый спектакль был создан А.Я. Таировым в оформлении В.Ф. Рындина, с музыкой Л.К. Книппера. Главные роли играли: Комиссара — А.Г. Коонен, Вожака — С.С. Ценин, Алексея — М.И. Жаров. Это была вторая авторская редакция пьесы, значительно отличавшаяся от первоначальной и ставшая канонической, хотя в последующих изданиях делались некоторые купюры, поправки и уточнения. <…>

Режиссеры: Виталий Иванов, Леонид Варпаховский
В ролях: Михаил Царёв, Виктор Коршунов, Владимир Кенигсон, Виталий Коняев, Геннадий Сергеев, Николай Рыжов, Дмитрий Павлов, Валентин Ткаченко, Никита Подгорный, Аркадий Смирнов, Борис Горбатов, Константин Мякишев, Галина Скоробогатова, Роман Филиппов, Руфина Нифонтова и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна