Архитектурно-исторический комплекс «Булгар»

Городище на берегу Волги. Первые поселения датируются IX-X вв. Сохранились остатки вала и крепостного рва XIV-XV вв., постройки эпохи завоевания Волжской Булгарии монголами.

На территории городища выявлено до 100 архитектурных памятников разной степени сохранности и исторической ценности — от XIII до XVIII века. Сегодня Булгарский историко-археологический комплекс входит в Список всемирного наследия.

История создания

Возможно, до монгольского завоевания Болгар и не был самым крупным городом и столицей Волжской Булгарии, но он всегда оставался ее хозяйственным центром. Здесь, на площадях Ага-Базара, встречались Восток и Запад, Китай и Европа. Знаменитый русский археолог академик Валентин Лаврентьевич Янин называл Болгар «единственными воротами», через которые шла торговля Руси с Азией с конца VIII до начала XI века.
К сожалению, от домонгольского города сохранились только археологические артефакты. В 1236 году Болгар был полностью разрушен Батыем. Но уже через несколько лет здесь снова бурлила жизнь. При внуке Чингисхана Берке (вторая половина XIII века), первом монгольском хане, принявшем ислам, Болгар стал столицей Северного Улуса Золотой Орды. Население его составляло около 50 000 человек. Велось обширное строительство, ни на миг не утихала торговля, и большая часть мусульманских архитектурных памятников, сохранившихся до наших дней, относятся к тому времени. Однако относительный покой был недолгим. В самом конце XIV века город разрушил и сжег Тимур, а в 1431 году дело завершил Федор Пестрый, воевода московского князя Василия Темного. Жители с беспокойного места ушли и уже не вернулись.
В 1712 году на месте мусульманских развалин в Болгаре была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре здесь возник православный монастырь, который просуществовал относительно недолго. В 1722 году заброшенный город посетил Петр Великий и издал специальный указ о его «сбережении».
В 1969 году, когда создавался Болгарский историко-культурный музей-заповедник, на территории некогда знаменитого на всю Евразию города оставалось всего девять каменных построек. Однако они, вкупе с богатейшим археологическим материалом, собранным на Болгарском городище и в его окрестностях, остаются интереснейшим свидетельством истории, жизни и быта давно исчезнувших государств и культур — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Для мусульман же Татарстана и всего Поволжья это еще и место паломничества — «малого хаджа» — к тому месту, где так далеко на север от Багдада и Дамаска впервые утвердился ислам.

Соборная мечеть и фундамент Большого минаретa

Они были построены вскоре после прихода монголов, где-то к 60-м годам XIII века. С тех пор памятник не раз и не два разрушался и перестраивался. Мечеть была своего рода «второй крепостью», здесь в дни неприятельского нашествия люди искали защиты и утешения. По мусульманским обычаям, верующие, находящиеся в стенах мечети, неприкосновенны. Однако это правило не раз нарушалось. Свой нынешний вид мечеть обрела после реставрационных работ 60-х годов прошлого века.

Северный мавзолей

Памятник первой половины XIV века, расположенный напротив главного входа северной стороны мечети. В мавзолее собраны могильные плиты, найденные на территории Булгарского городища. Надписи на этих плитах, выполненные в арабской графике на арабском и булгарском языках, — уникальный поэтичный исторический источник.

Восточный мавзолей (церковь Святого Николая)

Еще один образчик мусульманской архитектуры XIV века. Очень любопытны небольшие отверстия в куполе, не несущие никакой функциональной нагрузки. Одни специалисты предполагают, что здесь мы сталкиваемся с особой традицией булгарского зодчества, другие — что речь идет о своеобразной ассоциации с обликом юрты. В начале XVIII века, после основания монастыря, мавзолей превратили в православный храм и освятили во имя Николая Чудотворца. В 1994 году над ним вновь был установлен исламский полумесяц.

Черная палата

По одному из преданий, здание суда. Суд вершили хан и трое судей. Каждый из них входил в свои особые двери, хан — всегда с западной стороны. Впрочем, существует и другой взгляд на назначение здания. Предполагается, что оно могло быть медресе или ханакой — своего рода гостиницей для странствующих дервишей (такие «странноприимные дома» были очень распространены в городах мусульманского Востока). В XVIII — начале XIX века в помещении палаты устроили коптильню, от чего ее стены стали черными. Существует и еще одна, более романтическая, версия происхождения этого названия — «легенда о несгораемой царевне». Якобы дни страшного набега Аксак-Тимура хан Болгара Абдуллах и его близкие укрылись в этой палате. Тогда завоеватели обложили здание дровами и подожгли. Все должны были погибнуть в пламени, но когда огонь потух и дым рассеялся, на чудом уцелевшей крыше Аксак увидел девушку неземной красоты в белых одеяниях. То была дочь хана. Понятно, что жестокий эмир тут же предложил ей руку и сердце. Дальше версии предания расходятся. То ли царевна отвергла руку врага своего отца и поплатилась за это жизнью, то ли была отправлена к братьям Алтынбеку и Галимбеку, основателям Казани, то ли все же приняла предложение. Так или иначе, стены палаты на века остались черными.

Белая палата

Тот же XIV век.Служила общественной баней, местом, которое в каждом старинном мусульманском городе становилось центром социальной жизни. Тут обсуждались политические и семейные дела, улаживались торговые споры, устанавливались дружеские и деловые контакты. Для женщин баня была единственным местом, где они могли свободно встречаться с подругами, сплетничать и обсуждать наряды. Здание сохранилось очень условно, но живописные развалины — прекрасное место для романтических фантазий. Не зря Белую палату любили художники. Ее изображали Дюранд, братья Чернецовы, а этюд работы Ивана Шишкина и по сей день можно увидеть в музее Булгарского заповедника.

Малый минарет и Ханская усыпальница

Главные памятники района «ханского кладбища», куда ведет мост через Иерусалимский овраг. Жизнь в этой части города зародилась только после монгольского нашествия и замерла в середине XIV века, вероятно, в результате набега Аксак-Тимура. С тех пор там было устроено кладбище. По преданию, хоронили на нем только знатных и «святых» булгар. Мечеть при Малом минарете не сохранилась, археологические раскопки выявили лишь ее предполагаемое местонахождение.

«Дом с башнями», или «Дворец Батыя»

Руины ханского дворца конца XIII — начала XIV века в центре Болгара интересны продолжающимися археологическими исследованиями.

Капитанский колодец

Находится у волжского берега, в самом начале Иерусалимского оврага. Своим названием он обязан капитану Н.П. Рычкову, одному из первых местных краеведов, жившему во второй половине XVIII века.
У мусульман этот источник почитается святым и называется «Габдрахман сахабэ коесы». По местному преданию, один из первых мусульман, пришедших на волжский берег, — сахиб Габдрахман — ударил в этом месте посохом в землю, и открылся родник. Вода оказалась целебной и помогла излечить больную ханскую дочь. Хан уверовал в проповедь Габдрахмана и принял ислам. История проста и убедительна, а вода источника чиста и прозрачна.

Легенда озера Рабига-Куль

Арабские географы называли Болгар «Городом трех озер». С одним из них, получившим имя Рабига, связана старинная то ли легенда, то ли сказка: «…У Болгара, первого правителя города, родилась прекрасная девочка по имени Рабига. Больше других детей любил хан свою дочь и выполнял каждую ее прихоть. Но боялся выпускать за стены дворца, как бы чего не стряслось с красавицей. Меж тем ровесницы Рабиги веселились каждый вечер. Они водили хороводы, играли в волшебные игры, а на закате превращались в белых лебедей. И вот однажды Рабига сумела вырваться из дворца и отправилась гулять с подругами. В тот же вечер и хан ускакал на охоту. На опушке леса он увидел чудную лебединую стаю и пустил стрелу по привычке, почти не глядя. Все лебеди взметнулись в небо, кроме одной, пронзенной стрелой. Хан, довольный, уже шел к своей добыче, и вдруг, о ужас, он увидел, что убил родную дочь. Она лежала перед ним, прекрасная, как никогда, со стрелой в груди. Горе его не знало меры. Болгар залился слезами и рыдал всю ночь напролет. Так и наплакал он целое озеро, озеро несбывшейся отцовской любви…»
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна