В Джейрахско-Ассинском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике сохранились средневековые оборонительные сооружения и храмы.
Историческая справка
Ислам в Ингушетии окончательно утвердился лишь в XIX веке. Далекие предки ингушей были язычниками. Согласно описаниям древних арабских историков, это был конклав племен, называемых «дзурдзуки» и живших на территории нынешней Ингушетии и Осетии. Объединение состояло из обществ (вьаров), которые, в свою очередь, делились на тейпы. Столицы у этого многоплеменного государства не было, а власть принадлежала совету старейшин.
С XII века на эти земли из Грузии пришло христианство, о чем свидетельствуют многочисленные изображения крестов и храмы, среди которых знаменитый храм Тхаба-ерды в окрестностях Таргима. Однако государственное устройство у ингушей почти не изменилось. Каждый аул жил независимо, и только важные решения принимались на общих советах. Дух этой независимости чувствуется здесь и сегодня. Деление на тейпы среди ингушей (как и среди других кавказских народов) также сохранилось до наших дней.
Предания гласят, что место для строительства башни ингушские зодчие выбирали, выливая на землю молоко. Строить можно было лишь там, где молоко не впитывалось в землю, — это означало, что под фундаментом окажется скальная порода.
Башню надлежало построить за 365 дней. Если строители не успевали это сделать или кладка рушилась, стройку останавливали, — и это был жестокий удар для семьи, потому что тейп в таком случае считался «слабым». Эта традиция в какой-то мере жива на Кавказе до сих пор, и любое важное строительство здесь стараются закончить за год.
Время пощадило творения ингушей больше, чем французские замки той же эпохи. То, что может увидеть сегодня путешественник, поражает воображение: среди гор, альпийских лугов, сосновых рощ и водопадов в нескольких заброшенных горных городах высятся сотни стройных и тонких башен, достигающих 28-метровой высоты. Другие башни построены на вершинах окрестных гор. Многие разрушены, но некоторые сохранились почти в первозданном виде. Издали этот «башенный пейзаж» напоминает о произведениях жанра фэнтези и, возможно, заставит сильнее биться сердца поклонников Толкиена.
Но реальные истории и древние легенды, которыми окружены эти строения, не менее интересны. Современные ингушские семьи помнят многие поколения своих предков и считают ту или иную башню собственностью своего тейпа. Самые высокие башни стоят в прямой видимости друг от друга, чтобы можно было по цепочке подавать сигналы о приближении неприятеля. Но именно эти изящные твердыни, построенные в XIV—XVI веках, стали последними такими сооружениями в горах Ингушетии: наступала эпоха горячего оружия, перед которым башни и крепости оказались бессильны.
Через в Средние века проходил Великий шелковый путь. Караваны выходили по Ассинскому ущелью на северные склоны Большого Кавказского хребта и по долине реки Сунжа шли к Магасу — «Городу Солнца».
Ныне горцы давно спустились на равнины. В горных поселках живет менее 2000 человек, которые в свободное время охраняют и восстанавливают некоторые башни, а также берегут «солнечные склепы» — многочисленные каменные мавзолеи, где столетиями покоятся останки великих воинов и строителей горной Ингушетии. Именно здесь, по преданию, покоится основатель рода Баркине и тейпа Баркинхой, чья крошечная армия много дней подряд сражалась с войсками Тимура, заставив великого завоевателя потерять на склонах джейрахских гор сотни лучших воинов.
В Джейрахском районе Ингушетии числится менее 2000 жителей, но порой здесь проходят мероприятия, на которые съезжаются десятки тысяч гостей со всей России. Так, например, в июне 2012 года здесь под открытым небом прошел турнир по смешанным единоборствам M-1 Challenge 33 с участием лучших борцов России, который транслировался ведущими телеканалами на всю страну. При этом более 20 000 зрителей расположилось на склонах гор как на трибунах.
Что необходимо посмотреть в Асса-Джейрахе:
Таргим — заброшенный аул, расположенный в живописной Таргимской котловине, на берегу горной реки Асса. Это одно из старейших поселений горной Ингушетии (первые постройки датируются примерно XII веком). Четыре боевые башни и множество «жилых» образуют компактный город, будто сошедший со старинной литографии. Большая часть башен прекрасно сохранилась. На окраине селения — некрополь XV–XVII веков, где в «солнечных склепах» покоятся останки властителей этих мест (их кости до сих пор видны в щели между камнями). В 300 метрах от аула находится христианский храм XII века Тхаба-ерды, на котором можно увидеть древние барельефы. Сейчас совсем рядом с аулом проходит автомобильная дорога, позволяющая легко добраться до этих мест.
Многие древние склепы в Джейрахском районе относятся еще к языческому периоду и построены из грубых каменных глыб, каждая из которых весит свыше 10 тонн.
Эгикал — древний город, который стоит чуть выше, над долиной реки Асса, на южном склоне горы Цуй-Лоам. Когда-то он был крупнейшим поселением горной Ингушетии, и именно отсюда произошли многие тейпы. Об этом свидетельствует и огромное количество «солнечных склепов», которые встречаются и в центре города, и на его окраинах.
Город опустел уже в XX веке, после печальных событий, связанных с депортацией ингушей в 1944 году. Люди сюда так и не вернулись. Вот, почему человек, попавший в Эгикал, чувствует себя будто в таинственном сне: возникает ощущение, что достаточно моргнуть, и на улицах появятся солдаты и ремесленники, кузнецы и оружейники, ювелиры и лекари, которыми славился средневековый Эгикал. Улицы достаточно широки по меркам горного города — по некоторым даже можно проехать на автомобиле. Здесь сохранилось несколько десятков башен XIV—XVI веков, из них четыре боевые, причем одна выглядит практически так же, как и пять веков назад. Реставраторам, которые недавно начали здесь работы, почти не пришлось ее восстанавливать. Единственное современное дополнение — железная лестница, ведущая в верхние этажи башни. Она построена специально для туристов.
Воздух и вода Джейрахской долины издавна считались целебными. В советские времена здесь действовал известный санаторий «Солнечная долина Армхи». В 1999 году курорт был восстановлен, и ныне на склонах гор расположился роскошный оздоровительный комплекс, включающий сауну, бассейн, спортивные площадки и фитнес-центр. Горные экскурсии по средневековым городам удобнее совершать именно отсюда.
В селении Эрзи (что означает «орел») высятся 9 боевых и 22 жилые башни, в основном сложенные из речных валунов. Интересно, что на многих башнях сохранилась даже кровля. Это, пожалуй, самое полное собрание образцов архитектуры древних ингушских зодчих.
Замковый комплекс Вовнушки одиноко примостился на вершине скалы, над ущельем реки Гулой-хи. Впрочем, не так уж и одиноко — он состоит из двух замков, которые когда-то были соединены воздушным мостом. Комплекс был построен в XIV веке, не в последнюю очередь для того, чтобы охранять от разбойников караваны на Великом шелковом пути, а может быть, и собирать с них дань. Подойти к этой древней крепости непросто даже сегодня: придется долго петлять по горным тропинкам. Живописность этой твердыни настолько впечатляет, что в 2008 году она вышла в финал конкурсного проекта «Семь чудес России», организованного газетой «Известия», телеканалом «Россия» и радиостанцией «Маяк».
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует