Махачкалинский маяк
В 1852 году на Тарковской горе построили световой маяк. Его возвели между двумя башнями внутри Петровской крепости. Здание представляло собой белую каменную башню с восемью лампами и рефлекторами наверху. Огонь маяка располагался на высоте 75 метров от уровня моря. Он обеспечивал видимость на 18 миль.
История создания
Проект маяка оказался неудачным: его плохо было видно не только ночью, но и днем. У маяка была неправильная конструкция и неудобное расположение. Огни были слабыми и к тому же закрывались с некоторых сторон башнями Петровской крепости.
В 1866 году в гавани городского порта построили новый маяк под наблюдением Гидрографической части Каспийской флотилии. Маяк представлял собой каменную восьмиугольную башню высотой 27 метров. Он светил постоянным белым огнем и обеспечивал видимость до 15 миль. Рядом пристроили дом для работников.
Зимой маяк работал непостоянно: его включали только в дни прибытия и отплытия почтовых пароходов и когда на горизонте появлялось какое-либо судно. С 1882 года судоходство участилось, поэтому маяк стал светить круглый год.
Город быстро рос, и к концу XIX века свет маяка стал теряться на фоне городских огней. В 1895 году в маяке этажом выше установили дополнительный огонь, чтобы свет маяка было видно с любой точки. Он помогал морякам лучше ориентироваться в Каспийском море и ограждал корабли от мелей к северо-западу от порта.
Махачкалинский маяк в XX веке
Красный маяк перекрасили, чтобы его было лучше видно днем. Теперь белая башня с красными горизонтальными полосами хорошо выделялась и летом, и зимой на белом фоне заснеженных гор.
«Петровский маяк расположен на возвышенности, которая часто покрывается туманами, почему огонь маяка в тумане и мглистую погоду трудно отличить от огней городских и находящихся на берегу рыбных промыслов, особенно от огней железнодорожной станции Манас, которая также расположена на возвышенности; приняв огни этой станции за Петровские, пароходы не раз попадали здесь на берег, ввиду этого необходимо дать Петровскому маяку сильный электрический огонь (в городе имеется электростанция), а на конце южного Петровского мола, для безопасности подхода к Петровску в туман, нужно поставить паровую сирену».
Бакинская газета «Каспий», 1909 год
Подключить маяк к городской электросети не удалось. Тогда в 1912 году для усиления света обыкновенные масляные лампы в осветительном аппарате заменили на керосинокалильные горелки. В 1928 году керосиновое освещение заменили на ацетиленовое.
Во время Великой Отечественной войны через Махачкалу на судах перевозили нефть и нефтепродукты из Баку. Маячники обеспечивали безопасность этих перевозок. Когда маяк по соображениям маскировки выключили, перевозки обеспечивал манипуляторный отряд под командованием старшего лейтенанта Теплинского. В 1944 году маяк возобновил мирную вахту.
В конце XX века старинное здание стало разрушаться, поэтому его полностью восстановили. В 2008 году на маяке установили устройство, которое освещало пространство белым проблесковым огнем на 24 мили. Сегодня маяк продолжает помогать кораблям ориентироваться в Каспийском море.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
Смотрите также