Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

В историческом здании на станции Екатеринбург-Пассажирский рядом с действующим вокзалом находится Музей железной дороги. Экспонаты, часть из которых размещена под открытым небом, рассказывают посетителям о строительстве Уральской железной дороги и о железнодорожных профессиях.
Здание музея
В первом здании Екатеринбургского вокзала, построенном еще в 1878 году архитектором Петром Шрейбером, сегодня располагается музей. Вокзал был открыт незадолго до запуска первой на Урале Горнозаводской железной дороги. Теперь этот памятник архитектуры XIX века, сохранившийся в неизменном виде, соседствует с современным вокзалом. Как и пару веков назад, он является гордостью екатеринбуржцев.
Уральский писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк писал о Екатеринбургском вокзале XIX века: «Самое здание его устроено в русском вкусе и поражает своим великолепием, так что трудно даже сравнить московские, петербургские и нижегородские вокзалы с этим произведением г. Губонина: низкие своды, вычурные колонны, высокие коньки, массивная дубовая мебель — словом, все на широкую ногу. Господа строители Уральского дороги, кажется, задались специальной целью поразить нас контрастом сравнительно с убожеством станционных домов…»
Екатеринбургский вокзал запечатлен на одной из первых фотографий города в конце 80-х годов XIX века.

Внешняя экспозиция
На площадке перед входом в музей находятся скульптуры, посвященные «железнодорожным профессиям» разных эпох. Посетителей встречает начальник станции, готовый объявить об отправлении поезда, путейские рабочие, проводница со стаканом чая. Авторами этих работ стали мастера городской скульптуры — Александр Кокотеев и Юрий Крылов. Здесь также располагаются шлагбаум, рельсы, тележка путейцев и семафор.

Внутренняя экспозиция
Выставка внутри самого музея разделена на две тематические части: историческую и техническую. Историческая часть рассказывает о строительстве Уральской горнозаводской и Пермской железных дорог, знакомит с первым в России паровозом и его создателями — нижнетагильскими инженерами, отцом и сыном, Ефимом и Мироном Черепановыми.
В технической части экспозиции представлен действующий макет железнодорожной станции Верх-Нейвинск и Ревда, который демонстрирует разные виды тяги: паровозную и электровозную. Объемная карта-схема Свердловской железной дороги иллюстрирует весь процесс проведения электроэнергии на этой территории.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна