Музей-заповедник Царицыно
Место именуемое ныне Царицыно, было известно ранее как «пустошь Черногрязная», приписанная к дворцовому уезду Коломенское. Первое упоминание о нынешнем Царицыне встречается в писцовой книге 1589 года, в XVII веке этой землей владели Стрешневы, затем Голицыны. В XVIII веке 63 года (1712-1775) поместьем владели Кантемиры. В 1775 году императрица Екатерина II выкупила имение у князя Сергея Дмитриевича Кантемира.
В новых царских владениях был построен дворцовый комплекс, который возводился как подмосковная резиденция императрицы Екатерины II. Его строительство в 1775 году было поручено архитектору В.И. Баженову, а затем М.Ф. Казакову. После смерти Екатерины II все работы в Царицыне были прекращены. Постройки долгие годы разрушались.
В 1984 году был образован Музей декоративно-прикладного искусства народов СССР и началось постепенное восстановление архитектурного ансамбля.
Екатерина II в Царицыне
В 1767 году императрица Екатерина ІІ прибыла в Москву и пожелала видеть живописные окрестности древней столицы. Государыня посетила село Коломенское, Цареборисово и село Сабурово, на другом берегу реки она увидела поместье Кантемиров, утопающее в зелени. Через семь лет село Черная Грязь было куплено императрицей. Свои воспоминания она записала так: «Однажды, устав бродить по долинам и лугам Коломенского, я отправилась на большую дорогу, ведущую из Москвы в Каширу, город, который существует на свете, но не значится на карте. Эта дорога привела к громадному пруду, связанному с другим, еще огромнейшим: но второй пруд, богатый прелестнейшими видами, не принадлежал ее величеству (умершей Елизавете Петровне), а некоему князю Кантемиру, её соседу. Второй пруд соединялся с третьим прудом, который образовал бесчисленное множество заливов».
Выкупив за 25000 рублей так полюбившееся ей поместье, императрица написала: «Я назвала его Царицыным селом. Эта дивная местность, которая, по всеобщим отзывам, представляет собой земной рай, раньше называлась «Черною Грязью››.
Василий Баженов в Царицыне
Императрица поручила В.И. Баженову, которого называла «мой архитектор›› срочно составить эскизный проект подмосковной царской усадьбы в виде ряда отдельных павильонов. Архитектор за несколько дней набросал карандашом более десятка планов не похожих друг на друга павильонов. И достаточно скоро приступил к строительству нового царского дворцово-паркового ансамбля. Баженовский дворец в Царицыне состоял из трех павильонов, расположенных подковообразно на небольшом расстоянии один от другого.
В первых числах июня 1785 года императрица приехала в Царицыно посмотреть на постройки и выразила свое недовольство увиденным.
Сенатор И.И. Козлов в воспоминаниях написал об этом визите Екатерины: «Славный Баженов приводил к окончанию отличный готический дворец в селе Царицыне, когда императрица в 1785 году внезапно посетила древнюю столицу. Назначен день для обозрения здания, и с отличным благоволением приказано Баженову представить там жену и детей. Дворец не понравился; государыня, в гневе возвращаясь к экипажам, приказывает начальнику Кремлевской Экспедиции Михаилу Михайловичу Измайлову сломать оный до основания››.
По указу императрицы дворец был разобран, а Баженов больше не получал заказов от императрицы. От его работы в Царицыне сохранился проектный чертеж «Вид Царицына села» и некоторые постройки, среди которых Фигурный мост, законченный в 1778 году.
Матвей Казаков в Царицыне
Возглавить строительство Екатерина поручила другому выдающемуся русскому архитектору — Матвею Федоровичу Казакову. Принято считать, что М.Ф. Казаков приступил к работам в 1786 году. Он, как и его предшественник, спроектировал дворец в виде двух сооружений, соединенных между собою узкой галереей. Постройкам был придан характер псевдоготической архитектуры.
В ноябре 1796 года Екатерина Великая внезапно скончалась. К этому моменту строительство Большого Царицынского дворца почти завершилось, здание было покрыто временной крышей, начались внутренние отделочные работы. Новому императору, Павлу I усадьба не приглянулась, и по его указу в Царицыне никаких работ более не производилось.
К середине ХІХ века дворец больше походил на развалины.
Царицыно в XIX-XX веках
В ХІХ веке дворец в Царицыне два раза собирались достроить, сначала для вдовы Александра І, а потом, в 1830-х годах, для самого Николая І. Постройки М.Ф. Казакова неоднократно думали приспособить под какое-либо общественное учреждение.
В начале 80-х годов ХІХ века дворец, не ремонтированный и необжитой в течение целого столетия, пришел в плачевное состояние. Во избежание какого-либо происшествия или пожара решено было снять с него остатки крыши и уничтожить покрытия башен. С тех пор и до конца XX века дворец существовал как живописные руины.
100 лет спустя, когда в Царицыне открылся музей, началось постепенное восстановление архитектурного ансамбля. В 1992 году музей был преобразован в Историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Выставки и постоянная экспозиция размещались в павильонах, построенных по проекту Баженова: сначала во Втором Кавалерском корпусе, позже — в Малом дворце и Оперном доме.
В 2005–2007 годах прошла масштабная реконструкция дворцового комплекса. С того времени постоянные экспозиции разместились в залах Хлебного дома и Большого дворца. В 2011 году был открыт воссозданный по чертежам XIX века Оранжерейный комплекс.
В настоящий момент в залах дворца проходят концерты классической музыки, работает образовательная программа для детей и взрослых. Посетители могут познакомиться с экспозицией просвещенной истории и археологии Царицыно, и многих других.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует