Бурятская государственная филармония

История Бурятской государственной филармонии ведет отсчет с марта 1938 года, когда  Совет Народных Комиссаров Бурят-Монгольской АССР принял Постановление «Об организации Бурят-Монгольской государственной филармонии». 25 ноября 1938 года был дан первый симфонический концерт. Только что набранным оркестром, исполнявшим Пятую симфонию Бетховена и произведения советских композиторов, управлял первый художественный руководитель филармонии и главный дирижер Яков Моисеевич Геншафт — выпускник Ленинградской консерватории.

С первых же дней существования филармония определила круг тех задач, которым всегда следовала в своей деятельности — это пропаганда лучших образцов русской и мировой музыкальной классики, эстрадного искусства, народного творчества и творчества бурятских композиторов. Филармония стала домом для многих коллективов: симфонического оркестра, камерных ансамблей, вокалистов, артистов-кукольников, артистов оригинального жанра, чтецов. В 2001 году ансамбль музыки, песни и танца «Байкал» — один из крупнейших коллективов филармонии — получил статус Бурятского государственного национального театра песни и танца «Байкал».

В 1945 году создается лекторский отдел. Почти двадцать лет с лекциями-концертами выступал Н.И. Маторин. Прекрасный музыкант, скрипач, он много своих выступлений посвятил истории скрипичной музыки. Концерты струнного квартета, где Маторин исполнял партию первой скрипки, всегда проходили с его комментариями. Немало лектор провел интересных монографических концертов из жизни и творчества великих композиторов. Для проведения таких концертов приглашались ведущие солисты и инструменталисты Бурятского театра оперы и балета — Д.И. Кыштымова, Л.Л. Линховоин, В.Б. Манкетов, А.М. Жмурова, А.Н. Бурлак, Л.М. Зубравская и др.

Неутомимым организатором лекций-концертов с начала 60-х годов стал известный музыкальный деятель республики, дирижер И.Я. Забельский, стараниями которого с 1963 года в филармонии появился штатный коллектив музыкально-литературного  лектория. Именно лекторий являлся наиболее действенной формой воспитания музыкально-художественных знаний слушателей.  Рядом с Забельским на протяжении десяти лет работали артисты с большим творческим опытом К.С. Алексеев, К.Л. Тасханова-Забельская, В.Н. Панчукова, Е.П. Осеева, В.Р. Коноваленков, М.Г. Ушаков. Они выступали с лекциями-концертами в коллективах  предприятий, учреждений,  леспромхозов, в цехах заводов и фабрик, на сценах актовых залов техникумов и профтехучилищ.

С 1977 года основная деятельность музыкального лектория подчиняется музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. В коллектив приходят новые творческие кадры. Возглавила лекторий музыковед Л.А. Тенякова. Были разработаны циклы лекций-концертов, которые составили  абонементы «Филармония — школе», что позволяло встречаться с одними и теми же слушателями на протяжении всего концертного сезона.  Три абонемента предназначались для школьников разных возрастных категорий. Тематика этих концертов чрезвычайно разнообразна. Но главная их цель — заинтересовать, увлечь детей музыкой, научить их слушать и слышать серьезную музыку, настроить слушателей  на размышление и анализ исполняемых классических произведений.

Много работы музыкальный лекторий выполнял и по культурному обслуживанию сельского населения. Артисты всегда были желанными гостями в сельских клубах и домах культуры, на чабанских отарах и молочно-товарных фермах, машинно-тракторных станций и сельских больниц. С большим успехом на эстраде выступали певцы: Н. Нестеров, М. Кравцова, Н. Климович, Е. Осеева, М. Богомазов, Д. Пурбуева, мастер художественного слова Г. Мельников, аккордеонистка В. Богомазова, концертмейстеры А. Архипова и Н. Брянский.

С 1990 года художественным руководителем музыкального лектория является Н.Л. Ринчинова, посвятившая тридцать пять лет лекторской работе. В эти годы коллектив в сферу своего внимания, наряду со школьниками и студентами, привлекает и совсем маленьких слушателей — воспитанников детских садов. Это потребовало расширение жанровых границ лектория. Детские музыкальные спектакли, мини-оперы, театрализованные представления, музыкальные игры понятны, доступны дошколятам и всегда с восторгом воспринимаются ими.

За годы существования музыкального лектория солисты представили слушателям немало разнообразных сольных концертных программ, в которых звучали арии из оперной классики, романсы русских композиторов, вокальные циклы, песни и романсы бурятских композиторов. Выступления в сольных концертах С. Данзанэ, Д.Т. Пурбуевой, С.Д. Сандановой, Т.М. Пастуховой, Д.Б. Цыденовой, Л.О. Хегай, В.А. Усович пользовались неизменным успехом и вызывали благодарный отклик в сердцах слушателей. 

Становление, развитие и формирование бурятской композиторской школы, начавшееся в 20-х годах ХХ столетия, создание композиторами произведений разных жанров  способствовали появлению в филармонии в 1963 году нового творческого коллектива — бурятского лектория, призванного пропагандировать  современную музыкальную культуру Бурятии. Концерты этого коллектива всегда были желанными и интересными.  Группа объездила  все уголки республики, побывала в Усть-Ордынском и Агинском бурятских округах. И где бы  ни выступали артисты: в больших домах культуры или на животноводческой ферме, на сцене маленького сельского клуба или прямо в поле во время посевной или уборочной кампаний — везде они имели огромный успех. Этот неподдельный интерес к группе бурятского лектория был вызван еще и тем, что в его составе были уже признанные мастера бурятского искусства — певцы Б.М. Балдаков, Т.С. Карпов, Б.-Х. Т. Дашиева, баянист Ю. Кузнецов. Руководителем и лектором группы был Ц.И. Ринчинов.

В 1976 году состав бурятского лектория изменился,  увеличился и стал разнообразным в жанровом отношении. В него вошли выпускники музыкального и культурно-просветительного училищ.  Концертные программы коллектива включали в себя песни, танцы, исполнение сочинений для бурятских народных инструментов. С бурятским лекторием связаны страницы творчества Батора Ванданова и  Виктора Батомункуева. Здесь начала свою творческую биографию Дарима Дугданова.

Филармония всегда большое внимание уделяла эстрадным направлениям концертной деятельности. Из 240 концертов в первом концертном сезоне (1938-39гг.)  175 были эстрадными.  Как правило, небольшие эстрадные группы составлялись из числа артистов филармонии. В годы Великой Отечественной войны такие группы выступали в частях Красной Армии и госпиталях, обслуживали трудящихся аймаков республики. Они дали более 1000 концертов.

Руководителем одной из таких групп был замечательный певец уникального природного певческого дарования, блистательный исполнитель бурятских народных песен  Н.В. Таров.  С августа 1942 года по  июнь 1943 года Николай Васильевич исполнял обязанности директора филармонии. Без малого четверть века он руководил небольшим эстрадным коллективом. В разные годы в его группе выступали певцы А. Арсаланов, Ц. Хоборков, М. Чайванэ, Ч. Шанюшкина, К. Алексеев, К. Шулунова, талантливая самобытная танцовщица Т. Гергесова, мастера художественного слова А. Иванова, О. Лер, баянист В. Шалыгин. В  программах этих концертов выступали и артисты цирковых жанров: эквилибрист К. Сорокин, иллюзионист А. Беспятых, артист спортивно-силового аттракциона А. Васильев, оригинального жанра Я. Лелеко, музыкальный эксцентрик А. Бибиков, играющий на колокольчиках, ксилофоне, гармониках и даже на обыкновенной пиле. В группе Н.В. Тарова демонстрировал свое искусство и первый бурятский профессиональный иллюзионист А. Галсанэ. Здесь же начала артистическую деятельность М. Кравцова, первая из русских певиц, исполнявшая песни на бурятском языке. Не было ни одного населенного пункта на территории Бурятии, Аги, Усть-Орды, где бы ни побывал Таров со своими артистами.  Зрители всегда с восторгом встречали выступления этого эстрадного коллектива.

Более сорока лет отдал любимому делу — радовать, удивлять, восхищать  зрителей от мала до велика  артист оригинального жанра В.А. Цыренжапов. Ученик прославленного русского факира Дмитрия Лонго, Владимир Александрович за свою яркую творческую жизнь стал известнейшим и любимейшим магом, чародеем не только в Бурятии, но и в Якутии, Туве, Хакасии, Иркутской и Амурской областях, Забайкальском и Хабаровском краях. Мастер высокой техники рук, лауреат международных конкурсов иллюзионистов в Польше и Чехословакии, член Российского магического братства, Международного братства магов (США), В.А. Цыренжапов  долгие годы выступал вместе со своей супругой, певицей Д.Г. Кунтохиевой в созданной им эстрадно-иллюзионной группе «Магия».

Художественное руководство филармонией в разные годы осуществляли видные деятели российской и бурятской музыкальной культуры — Я.М. Геншафт, И.Л. Рык, Б.Б. Ямпилов, Л.И. Израйлевич, Ж.А. Батуев, М.С. Арсеньев, В.В. Маймескул, Б.О. Цырендашиев,  Ж.Д. Дандаров,  А.А. Андреев,  О.В. Молонова,  В.А. Усович. С 2013 года художественным руководителем Бурятской филармонии является Наталья Уланова. С 2014 года исполнительным директором филармонии является Наталья Балсунаева.

Сегодня филармония Бурятии выступает организатором концертов и open-air-мероприятий самых разных музыкальных направлений. Визитной карточкой филармонии являются музыкальные фестивали. Байкальский рождественский фестиваль традиционно начинается концертом органной музыки в день католического Рождества, а заканчивается в преддверии русского Старого Нового года. В программе преобладает классическая и духовная музыка. Это прекрасная возможность послушать музыкальные шедевры всей семьей.

Весной проводится фестиваль камерной музыки PIZZICATO. В разные годы его гостями были камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, Государственный квартет им. А.П. Бородина, Квартет им. Давида Ойстраха, Государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина, Московский камерный оркестр «Musica Viva».

Заканчивается концертный сезон одним из крупнейших в России world music-фестивалем «Голос кочевников». В основе этого стартовавшего в 2009 году проекта лежит идея кочевой культуры как символа движения и свободы, которая открывает возможности для оригинальных экспериментов в области этнической музыки. «Голос кочевников» — это не просто музыкальная площадка, это форма диалога культур. Гостями фестиваля неизменно становятся исполнители, к которым неприменимо слово «формат»: «Волынки и барабаны Санкт-Петербурга», группа «НААДЯ», грузинский коллектив «МГЗАВРЕБИ», Борис Гребенщиков, украинский этно-хаос бенд «ДахаБраха» и не менее интересные музыканты из Монголии, Китая, Японии, США, Испании, Зимбабве, Дании, Ямайки, Кении, Франции и других стран. Неудивительно, что «Голос кочевников» стал музыкальным символом всей Бурятии — региона, находящегося на перекрестке восточной и западной цивилизаций, на стыке мировых религий.

С 1991 года Бурятская филармония располагается в Доме политического просвещения, признанном охраняемым объектом архитектурного наследия. Здание было построено в 1952–1957 гг. по проекту архитектора Людвига Минерта. Здание расположено в самом сердце Улан-Удэ. Его парадный классицистический фасад обращен к площади Советов, где находится одна из главных достопримечательностей столицы Бурятии — памятник В.И. Ленину, представляющий собой огромную голову вождя пролетариата. Дом политического просвещения удивительно пропорционален размерам площади, создает одну из осей, формирующих архитектурный центр Улан-Удэ.

Зал Бурятской государственной филармонии является гордостью республики: в нем сочетают классицистические и национальные элементы убранства, гармоничные объемы и великолепная акустика. Стиль внутреннего убранства можно охарактеризовать как сталинский ампир. Строгие линии концертного зала и зрительского фойе сочетаются с декоративными элементами буддистского храмового зодчества. Но главное достоинство зала Бурятской филармонии — его великолепная акустика, которую отмечают практически все выступающие здесь музыканты. Еще в 1981 году, когда зал использовался как лекторий, приехавшие в Улан-Удэ специалисты фирмы «Мелодия» выбрали именно его для записи сборника грампластинок «Песни Бурятии». Средних размеров пространство на 400 мест, неглубокая сцена, использование драпировок из легких тканей, конского волоса как материала для набивки кресел — все это вместе с правильно спроектированным объемом способствует хорошему, равномерному по всей площади распространению звука, который в этом зале приобретает особенно теплую окраску.

Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
Обзоры событий
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна