Памятник Фридриху Шиллеру в Калининграде
«Встречаемся у Шиллера» — так в Калининграде можно назначить свидание, и вас поймут. Памятник поэту в сквере у областного театра — одно из любимых горожанами мест. Вечер, сквер, фонтан и Шиллер — отправная точка для молодежной прогулки. Солнце, лавочка, цветник и Шиллер — уютный уголок для чтения или неспешной беседы летним днем.
История создания
Памятник немецкому поэту, философу и драматургу установили в Кенигсберге в 1910 году, несмотря на то что Фридрих Шиллер в городе никогда не был. Просто он был в то время в умах и сердцах людей. Скульптуры появлялись во многих городах Германии, самые известные — в Берлине и Веймаре. Памятник изваял Станислав Кауэр, талантливый художник, возглавлявший кафедру скульптуры в Академии художеств Кенигсберга. К тому же, в 1910 году столетний юбилей отмечал городской оперный театр, чья история началась именно с Шиллера — с постановки его драмы «Вильгельм Телль». Скульптура стала подарком театру ко дню рождения.
Станиславу Кауэру позировал грузчик кенигсбергского порта. Видимо, отсюда такая монументальность, ноги в дворцовых туфлях совсем не маленького, «рабочего», размера — 45-го как минимум. Экскурсоводы любят рассказывать, что именно «пролетарское» происхождение спасло памятник во время штурма города в 1945 году. Тогда на постаменте якобы было написано по-русски: «Не стреляй! Это свой!» И лишь несколько ран от осколков осталось на теле поэта. Статую не взорвали, не сравняли с землей, а после окончания войны даже отреставрировали.
«Общественная жизнь» памятника
И зажил поэт в другой стране, в новом времени «разнообразной общественной жизнью», как пишет калининградский писатель Александр Попадин. То выпускники местного мореходного училища нарядят в тельняшку и начистят гуталином «ботинки», то по распоряжению какого-то начальника весь памятник покроют черным лаком. «Начальника этого впоследствии разжаловали по совокупности дел и по общественному недоумению, — уточняет Попадин, — а Шиллер еще три года блестел на солнышке, как новый автомобиль». А в июне, ночью, накануне экзаменов, к памятнику приходили школьники-выпускники. И когда в девять утра во Владивостоке вскрывали конверты с темами сочинений, по телефону их сообщали в Калининград и объявляли возле Шиллера «страждущим».
Бронзовый поэт стоит в полный рост, того и гляди шагнет с постамента и пойдет обличать современные нравы. Шиллер и при жизни не стеснялся называть вещи своими именами и клеймить метким словом, невзирая на сословия. И после смерти с гордо поднятой головой, устремленным вдаль взглядом и прижатой к сердцу правой рукой — всем своим обликом олицетворяет свободу, честь и несгибаемую волю.
«Пропади он пропадом, этот хилый век, способный только пережевывать подвиги былых времен, поносить в комментариях героев древности… Они калечат свою здоровую природу пошлыми условностями, боятся осушить стакан вина: а вдруг не за того выпьешь, подхалимничают перед последним лакеем, чтобы тот замолвил за них словечко его светлости, и травят бедняка, потому что он им не страшен…» — кто знает, может именно эти слова, написанные Фридрихом Шиллером в позапрошлом столетии в драме «Разбойники», начертаны на свитке, зажатом в левой руке скульптуры?
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Статьи с упоминанием этого места