• Ансамбль Новодевичьего монастыря
    1 из 5
  • Ансамбль Новодевичьего монастыря
    2 из 5
  • Ансамбль Новодевичьего монастыря
    3 из 5
  • Ансамбль Новодевичьего монастыря
    4 из 5
  • Ансамбль Новодевичьего монастыря
    5 из 5

Образы России

Ансамбль Новодевичьего монастыря
Видео

Легенд и преданий вокруг монастыря сложено немало, в том числе, о происхождении названия. Одна из них гласит, что баскаки Золотой Орды собирали дань с Руси не только деньгами, но и девушками. Поле, на котором московские красавицы прощались с родными перед отправкой в неволю, назвали Девичьим. Согласно второй, своим именем обитель обязана первой настоятельнице Елене по прозвищу Девочкина. Третья, самая прозаичная легенда, гласит, что такое название дано для отличия от кремлевского Вознесенского (Стародевичьего) монастыря, который был разрушен в 1929 году.

    Сохранились предания о том, что в тяжелые времена призраки первой настоятельницы монастыря Елены и сестер являлись зримо ― то на церковной паперти, то на монастырских стенах. Их видели плачущими во время чумы 1771 года, когда монастырь стал больницей, фигуры монахинь появились на стенах монастыря в 1812 году, когда Наполеон только перешел границу Российского государства, они приходили к несправедливо обиженным монахиням, а однажды Елена со своими келейницами явилась московскому архипастырю и просила заступиться за угнетенных, после чего в монастыре было начато расследование.

Облик Новодевичьего монастыря не всегда был таким, каким предстает нам сегодня. Изначально его стены и башни были деревянными. На устройство обители в 1523 году из казны было выделено 230 килограммов серебра, и уже через год она была возведена.

    Строительство Смоленского собора было завершено 13 мая 1525 года. Из-за спешки в процессе строительства произошел обвал здания, и погибло несколько артелей каменщиков ― всего 56 человек, по сей день в обители их поминают «за упокой души».

Монастырь был основан по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки монастырь в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества. Правда, существовала и другая причина, уже личного характера, побудившая великого князя начать строительство. Он собирался развестись с Соломонией Сабуровой, которая за 20 лет брака не родила ему наследника, и сослать ее в монастырь. Но Соломония узницей Новодевичьего не стала, после пострига она настояла, чтобы ее отправили в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала как великая княгиня.

    В день основания монастыря было установлено ежегодно, после литургии, совершать крестный ход к «Вавилон-колодцу», находившемуся за монастырем. Он был обстроен срубом и покрыт кровлей, под которой висела икона; по преданию, вода была так прозрачна, а колодец так глубок, что когда решили измерить его глубину, гирька, привязанная к бечевке, дна так и не коснулась.

Надо сказать, что история Новодевичьего монастыря на протяжении веков всегда переплеталась с трагическими судьбами многих знатных русских женщин. После смерти последнего Рюриковича, царя Федора Иоанновича, в монастырь удалилась его вдова царица Ирина, сестра Бориса Годунова. Перед отправкой в ссылку в монастыре содержалась знаменитая раскольница боярыня Морозова. Мятежная царевна Софья, потерпев поражение в борьбе за власть, была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанна. Неугодную жену Петра Евдокию Лопухину тоже ждала участь монахини этой обители. Кроме особ царской крови, в монастырь отправлялись неугодные боярские жены, вдовы, незамужние дочери и сестры.

    По указу Петра I в монастыре открыли приют для девочек-подкидышей. Их обучали редкому мастерству кружевоплетения, пригласив мастеров из Брабанта.

Каменные стены и двенадцать башен Новодевичьего монастыря появились в конце XVI века при Борисе Годунове. Они охраняли подступы к Москве с запада, входя в четверку мощных обителей-форпостов вокруг столицы, наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли. Новый расцвет монастыря начался с приходом Романовых. Он был восстановлен и превращен в царское богомолье. Однако святость этого места не помешала Наполеону Бонапарту разместить здесь свою батарею, а перед уходом из Москвы отдать приказ сжечь храмы. Но казначейше обители монахине Саре удалось затушить фитили у пороховых бочек. Наполеон долго стоял на другой стороне Москвы-реки, ожидая грандиозного пожара в Новодевичьем. И тогда хозяин находившегося рядом с монастырем дома запалил свои строения. Бушевавший огонь обманул императора, и монастырь был спасен.

    В 1920-х годах в опустевшей колокольне была мастерская художника-футуриста Владимира Татлина. С высоты 72 метров он планировал запускать летательный аппарат «Летатлин», двигающийся по воздуху на крыльях, как птица.

В 1922 году монастырь был закрыт, и в его стенах создали удивительный Музей раскрепощения женщины, позже ставший филиалом Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны в храмах Новодевичьего монастыря вновь разрешили проводить богослужения, на его территории открылись Московские богословские курсы и Богословский институт. Сейчас в Новодевичьем располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского и интереснейшая экспозиция Церковного музея Московской епархии РПЦ.

Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, получил сертификат о включении в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в 2004 году как шедевр русских и итальянских архитекторов, камнерезов и живописцев. Сложившийся в конце XVII века уникальный в своей сохранности ансамбль зданий никогда не перестраивался, не реконструировался и пронес через века удивительную красоту архитектуры в стиле «московское барокко».

Собор Смоленской иконы Божьей Матери
Итальянец Алевиз Фрязин и русский зодчий Нестор возвели собор в 1524–1525 годах по образцу великого Успенского собора Московского Кремля. 70 икон, украшающих иконостас Смоленского собора, подарены Борисом Годуновым. Уникальная фресковая роспись храма, иллюстрирующая Акафист Пресвятой Богородице, рассказывает о непростой политической ситуации времен постройки собора. Именно здесь Борис Годунов дал согласие на царствование, и роспись собора символически подчеркивает новую роль Москвы как «царствующего града».

    Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы ходили в Новодевичий монастырь на богомолье пешком из Кремля. Под стенами монастыря после службы угощали паломников; с тех пор в Москве возникла традиция народных гуляний у стен Новодевичьего.

Стиль «московское барокко»
Здания, построенные во второй половине XVII века, образуют уникальный и прекрасно сохранившийся ансамбль в новом тогда для Москвы изящном и нарядном стиле. За стеной с двурогими зубцами, с башнями, украшенными резными коронами, открывается ансамбль удивительных по красоте зданий. Грандиозное строительство на территории монастыря развернулось в правление царевны Софьи Алексеевны.

Колокольня
Авторство проекта колокольни Новодевичьего монастыря приписывают крепостному зодчему Якову Бухвостову. Скорее всего, правительница Софья в опекаемой ею обители хотела видеть колокольню по образцу кремлевского Ивана Великого. Но она превзошла ожидания. Пять последовательно уменьшающихся восьмериков необыкновенно выверенных пропорций, изысканно украшенных белокаменной резьбой, гармонично перекликаются с другими строениями монастыря. Великие архитекторы Баженов и Бове считали колокольню Новодевичьего самой красивой и гармоничной в России.

    Старинная московская улица Пречистенка получила свое название по указу царя в 1658 году, в честь иконы Пречистой Девы, с которой шли из Кремля в Новодевичий монастырь.

Преображенская надвратная церковь
Храм, построенный над главными северными воротами крепостной стены монастыря, необыкновенно украшает ансамбль. Это лучший образец совершенства стиля «московское барокко». Мастера сумели соединить в небольшом здании традиционные формы древнерусской архитектуры с известными им достижениями западного зодчества и создать новый, неповторимый декор.

Некрополь Новодевичьего монастыря
У стен Смоленского собора чудом сохранилась могила первой игуменьи монастыря, внутри хоронили женщин из царской семьи. На территории монастырского некрополя похоронены члены семей княжеских родов, выдающиеся деятели искусства, политические деятели, ученые и военачальники. В конце XIX века кладбище было расширено за пределы монастыря. Эта часть некрополя пострадала во время реконструкции в 30-е годы, многие могилы сочли «лишними», оставив только захоронения ученых и писателей. В советские годы Новодевичье кладбище приобрело статус второго по значимости некрополя после Кремлевской стены.

    Захоронение Гоголя было перенесено из Даниловского монастыря на более почетное при советской власти Новодевичье кладбище. Над могилой поставили памятник со странной надписью «От Советского правительства». Выброшенный камень с могилы великого писателя через 20 лет был установлен на могиле Михаила Булгакова.
Опубликовать в социальных сетях:

Партнеры

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования