• Российский этнографический музей
    1 из 4
  • Российский этнографический музей
    2 из 4
  • Российский этнографический музей
    3 из 4
  • Российский этнографический музей
    4 из 4

Образы России

Российский этнографический музей

В 1895 году Николай II издал указ об основании Русского музея императора Александра III в Санкт-Петербурге. В составе нового музея был создан отдельный Этнографический отдел, посвященный культуре и быту народов Российской империи и сопредельных стран. В 1902 году правительство открыло финансирование Этнографического отдела и утвердило штаты. Заведующим стал Дмитрий Клеменц, ученый-сибировед, который в 1870–80-е годы был революционером-народовольцем и видной фигурой «хождения в народ».

Этнографический отдел получил статус музея научно-публичного, то есть, предоставлявшего полноценную базу вещевых источников для исследователей и демонстрировавшего занимательные экспонаты «неученой публике». Устроители этнографического отдела считали целесообразным отойти от традиции XIX века, по которой предполагались только сбор и экспонирование старых предметов, не использующихся в повседневной жизни.

Первыми экспонатами стали дары Николая II и его родственников. Царская семья приобретала частные коллекции, которые могли быть проданы за границу или разделены между отдельными собирателями. Так, была куплена богатая коллекция предметов буддийского культа, собранная князем Эспером Ухтомским, и коллекция русских старинных вышивок и тканей Натальи Шабельской. Отдельно следует упомянуть предметы, подаренные императорской семье различными народами. Николай II передал музею мандалу (сакральная буддийская конструкция) в форме стилизованного буддийского храма, преподнесенную царю бакша-ламой донских калмыков Мунко Барманжиновым, дары от фамилии бухарских эмиров, казаков и народов Кавказа Александру III во время его путешествия в 1888 году.

Важнейшим методом пополнения коллекции еще в начале века был экспедиционный. Исследователи многократно выезжали в поле. Фонды музея также пополнялись местными жителями (учителями, врачами, чиновниками, ремесленниками) и собирателями-любителями. Например, в 1913–1946 годах мастер-златокузнец Магомед Саидов из знаменитого дагестанского села Кубачи передал музею ткани, вышивки, ювелирные украшения, керамику и маски; народный учитель Матвей Ханголов ― культовые предметы бурятского шаманизма; студент медицинского факультета Московского университета Михаил Зандукели ― экспонаты культуры пшавов, тушинов, лазов и аджарцев; а ссыльный Феликс Кон ― предметы материальной культуры тувинцев и хакасов. Вообще, сибирские ссыльные часто становились этнографами, специалистами по культурам местных народов и лингвистами. Владимир Богораз, отбывавший ссылку в Среднеколымске за народовольческую деятельность, создал фундаментальные труды по этнографии чукчей, Эдуард Пекарский предоставил музею предметы культуры якутов и эвенков, а Владимир Иохельсон в якутской ссылке собрал полевой материал для научных работ по юкагирам.

Строительство отдельного здания для Этнографического музея по проекту архитектора Василия Свиньина началось в 1903 году и закончилось лишь в 1911-м. Внутренняя отделка залов продолжалась до 1916 года. В Германии были заказаны особые герметичные витрины и дезинфекционная камера. Интересно, что строение Этнографического отдела ― первое здание в Петербурге, специально созданное для музейных целей. Самой «торжественной» частью музея является Мраморный зал, стены которого облицованы олонецким мрамором из Карелии и опоясаны многофигурным горельефом «Народы России».

В 1923 году музей открылся для широкой публики. А через год произошло разрушительное наводнение, затопившее подвалы, в которых находилось около 100 тысяч экспонатов. Только к 1929 году вся экспозиционная площадь была освоена, и музей был снова открыт. 1934 год считается годом рождения музея как отдельного института: именно тогда Этнографический отдел Русского музея стал самостоятельным Музеем этнографии. Во время войны музей подвергся бомбардировкам, в ходе которых погибла уникальная коллекция среднеазиатских экспонатов. После семилетнего перерыва музей открыл двери в 1948 году. Тогда же он получил огромные фонды упраздненного московского Музея народов СССР и стал называться Государственным музеем этнографии народов СССР.

Еще в дореволюционное время, будучи закрытым для посетителей, музей стал символом многонациональности Российской империи, а затем и советского интернационализма. Время от времени в нем проходили важные для государства политически обоснованные этнографические выставки. Так, в 1915 году, в связи с продвижением русских войск в Галицию, была открыта выставка, посвященная быту русского населения Галиции, Буковины и Венгрии. В 1939-м, в связи с переходом Западной Белоруссии и Западной Украины к СССР, после советской военной операции в восточных областях Польши открылись украинская и белорусская этнографические выставки.

В 1945-м на фоне разногласий между СССР и Японией по поводу Курильских островов музей организовал выставку «Айны ― жители Курильских островов». В 1949 году была открыта выставка «Подарки женских демократических организаций зарубежных стран женщинам Советского Союза». Среди знамен, ваз, флагов и скатертей с вышитыми лозунгами выделялись скульптурки, сделанные румынкой Марией Сырбу во время ее заключения в тюрьме в годы диктатуры Антонеску.

К уникальным экспонатам Этнографического музея относятся такие предметы, как одежда народов Приамурья из рыбьих кож, чукотские и эскимосские дождевики из моржовых кишок, украшенные птичьими хохолками, рубахи хантов из крапивного полотна, нанайские идолы, облачение эвенкийского шамана, украшенные речным жемчугом кокошники Русского Севера. В тематических залах стоят настоящие юрты кочевников, чумы и чукотские яранги. В 1989 году был открыт тайный фонд музея «Особая кладовая» ― богатейшая коллекция ювелирных изделий из золота, серебра и других ценных металлов. В отдельном темном помещении экспонируются русские серьги XVI века, еврейские предметы культа XVII–XX веков, прибалтийские серебряные фибулы первой половины XX века, бытовавшие в европейских странах со времен Римской империи и сохранившиеся после христианизации только в Латвии, искусные ювелирные изделия казанских татар, бухарский бархатный халат, украшенный 2500 жемчужин, кубачинское оружие и многое другое.

Опубликовать в социальных сетях:

Партнеры

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования